Аммуниция для предохранения лошади — Конный портал

Зачем в современном мире нужна лошадь? Многие мечтают о собственном скакуне, но это кажется неподъемно дорогим, а главное — достаточно сложно найти причину покупки коня. В основном лошадей покупают в спортивных целях или крупные коннозаводчики. Но лошадь — это еще и про любовь. Про свободу и про невероятную дружбу человека и животного. Если вы всегда хотели, но никак не решитесь, определиться вам поможет эта статья.

Как и где купить лошадь?

Стоимость лошади может варьироваться. Все зависит от того, для какой цели она вам нужна. За 30-60 тысяч можно купить беспородную, больную или старую лошадь. Также часто коневоды выкупают лошадь из живодерни. При том что, например, болезнь лошади может никак не влиять на ее скаковые качества. Но если вы новичок в этом деле, то лучше взять с собой на покупку профессионала, он сможет сразу сказать, стоит лошадь своих денег или нет. И даже может помочь совершить очень выгодную покупку, так как часто за бесценок отдают хороших лошадей.

Жеребята тоже стоят от 30 тысяч рублей. Но надо помнить, что жеребенок не выезжен и не воспитан. Поэтому необходимо нанять хорошего учителя для своей молодой лошадки и запастись терпением.

Если лошадь нужна для спорта, то, соответственно, она будет дороже. Хороший породистый скакун обойдется от 60 до 500 тысяч рублей (такие породы как ганноверская, тракененская, ольденбургская, голштинская и другие).

От 500 тысяч рублей можно купить породистых скакунов: арабов, ахалтекинцев, берберов, чистокровных верховых для скачек и спорта.

Выбираем лошадь

Чтобы выбрать хорошую лошадь, надо смотреть не только на зубы. При покупке обращать внимание необходимо на несколько критериев.

  • Адекватность. Важно, чтобы лошадь была доброжелательной, шла на контакт, брала угощение. Если лошадь проявляет признаки агрессии, забивается в угол, стучит копытами, кусает, то это повод серьезно задуматься. От такой лошади ожидать можно чего угодно. Хорошие коневоды могут перевоспитать лошадь и вернуть ей спокойствие и доверие, но это — время и дополнительные деньги. Если вы любитель – новичок, то лучше брать кобылу. Жеребец более сложен в управлении, менее покладистый и ему нужна более твердая рука.
  • Ноги. Определить здоровье лошади, в том числе и здоровье ее ног, может только врач. Но если вы видите наросты, отеки и припухлости, то это тоже повод задуматься.
  • Копыта. Плохо, когда на копытах есть трещины, нагноения, копыто перекошено. Идеально сделать лошади рентген.
  • Движение. Прокатитесь на лошади. Перейдите на рысь или галоп. Обратите внимание, если лошадь хромает. Здесь тоже вам может помочь врач или опытный тренер.
  • Дыхание. После галопа лошадь по-хорошему должна отдышаться за 2-3 глубоких вдоха-выдоха. Если лошадь долго не может отдышаться – что-то не так.
  • Паспорт. Паспорт выдает Институт коневодства. Там должны быть указаны: год рождения лошади, порода, родители лошади и история владения. Вас должны записать как нового владельца. Если паспорт лошади утерян, то сделать новый паспорт можно в Институте коневодства. Для породистой лошади – 3 тысячи рублей. Для беспородной — 1 тысяча рублей. Вписать нового владельца – 300 рублей.

Для доставки лошади до места ее нового пребывания нужно нанять коневоз. Стоимость — 20 рублей за 1 километр (может отличаться в регионах).

Постой для лошади

При выборе постоя для лошади стоит обратить внимание на некоторые критерии:

  • Простор (денник размером 3Х3 метра, высокие потолки 2,5-3 метра),
  • Маты и деревянный пол (на камне или бетоне лошади холодно спать),
  • Хорошая вентиляция (в конюшне не должно быть душно и пыльно),
  • Без сквозняков (от сквозняков лошадь будет постоянно болеть),
  • Качество корма (сено без пыли, промытый овес),
  • Отношение конюхов (спросите распорядок дня),
  • Подстилка. Опилки, солома, сено, шелуха риса или семечек. Важно, чтобы было много подстилки.

Корм для лошади

Минимальная стоимость месячного запаса корма – 10 тысяч рублей.

  • Сено: на лошадь весом 500 кг нужно 10—15 кг сена в день, в месяц — 300—450 кг. Сено сейчас стоит 2—5 рублей за килограмм, в месяц выйдет 600—2250 рублей.
  • Каша. Один раз в день в запаренный овес добавляют отруби. Перед кормлением все смешивают. По пропорциям 1,5—2 кг овса и 500 граммов отрубей. Мешок отрубей 25 кг стоит 200 рублей, мешок овса 30 кг — 300—400 рублей. Хорошо бы добавлять молодняку дробленую кукурузу.
  • Чистый овес — 5 кг в день. В месяц нужно 150 кг — около 1500 рублей.
  • Овощи — морковка (неограниченно), свекла (немного). Обычно дают по 5 кг в день. В месяц нужно 150 кг — около 2200 рублей.

Амуниция

Стоимость всей амуниции примерно от 55-60 тысяч рублей. Она покупается один раз на достаточно долгий срок, поэтому если ее стоимость разделить на срок службы, то получается не так дорого. Итак, для лошади необходимо приобрести:

  • Седло — 20 тысяч рублей.
  • Стремена – 1 – 10 тысяч рублей
  • Путлища – 1 тысяча рублей
  • Подпруга – 2 тысячи рублей
  • Вальтрап – 2 тысячи рублей (нужно 4-5 штук)
  • Меховушка – 2 тысячи рублей
  • Уздечка 2-6 тысячи рублей
  • Недоуздок – 1 тысяча рублей
  • Чембур – 500 рублей
  • Хакамора – 2-10 тысяч рублей (необязательна)
  • Корда – 1 тысяча рублей
  • Бинты – 1 тысяча рублей
  • Ногавки или колокольчики – 1 тысяча рублей
  • Попона на зиму – 5 тысяч рублей
  • Хлыст – 600 рублей
  • Шамберьер – 1 тысяча рублей

Уход за лошадью

Лошадь нужно чистить каждый день. Перед ездой лучше это делать самому хозяину, так устанавливается связь с лошадью.

Стартовый набор разнообразных щеток стоит от 2 до 7 тысяч рублей.

Также обязательно стоит обратить внимание на расчистку копыт. Коваля стоит вызывать раз в 3-6 недель. Стоимость примерно 1-1,5 тысячи за 4 копыта. Дополнительная стоимость подков и гвоздей — примерно 1,5 тысячи рублей. Копыта — второе сердце лошади, не стоит пренебрегать ими.

Здоровье и лечение

Лошадь ставится на учет в ветеринарную клинику. Там ей делают прививки и берут кровь для обследования на болезни, от которых прививок нет. Также при любом заболевании лошади вызывается врач-ветеринар. Один вызов врача стоит от 500-1000 рублей. Поэтому точную стоимость лечения рассчитать не получится, но примерно это от 30 тысяч рублей в год.

Тренер для лошади

Для того, чтобы лошадь была послушной и покладистой с ней необходимо заниматься каждый день. Особенно если это молодая лошадь или жеребец. Ее нужно научить ходить под седлом, ходить рядом с хозяином, быть спокойной. Лошадь не создана как домашнее животное. При недостатке обучения она может навредить своему хозяину, ускакать в неизвестном направлении, выйти из-под контроля. Вы можете заниматься с лошадью самостоятельно или нанять тренера. Минимальная стоимость – 5 тысяч рублей в месяц.

В итоге содержание лошади обойдется вам примерно в 35 тысяч рублей в месяц (постой, еда, прививки, тренер). И это при условии, что лошадь и амуниция у вас уже есть.

Анастасия Межнякова

Лошадь — это большая ответственность. Прежде чем завести свою лошадь, необходимо позаниматься в конном клубе, иметь немалый опыт, чтобы замечать первые признаки недомогания и не допускать ошибок в воспитании. Лошади очень нежные на желудок, страдают от колик и могут даже умереть. Часто детям покупают лошадь больше в качестве развлечения, надеясь на персонал конюшни и постой, но часто такие истории заканчиваются печально. Главная ошибка новичка — самоуверенность. При этом лошадь требует постоянного участия, внимания и заботы. Я советую для детей или для души лучше заводить пони. Они гораздо более выносливые, у них просто невероятно милые жеребята. Ребенок может сам чистить пони и это гораздо более безопасно. Психологически детям тоже проще с пони. По размеру больше им подходит. Сидеть не так высоко. Лошади, безусловно, прекрасны. Они успокаивают.

Анастасия Межнякова, работает с лошадьми

Иметь лошадь – это большое счастье. Но необходимо понимать, что это не игрушка, а прекрасное, свободолюбивое животное. Станьте ей заботливым хозяином, и она подарит вам верность и доверие.

Ахалтекинская лошадь — тюркская драгоценность Востока

«Туркмены иомудского племени», Военный сборник, № 1. 1872 г.

«….Лошади у туркмен двух совершенно различных пород: одна порода лошадей малорослых, хотя сильных, но тяжелых; эту породу туркмены называют «ябу»; она, видимо, есть продолжение, на восток, наших вяток, казанок, и т. д. Другую породу составляют собственно знаменитые туркменские скаковые лошади: она произошла от помеси местных лошадей с арабскими. Первые смешения арабской и местной пород, вероятно, последовали во времена очень далекие; так говорят о том и предания. Потом подмесь эта подновилась во времена первых арабских завоевателей, после покорения ими Персии. Тамерлан еще более улучшил кровь туркменских лошадей, распределив между племенами 5,000 кобылиц самых лучших арабских пород. Впоследствии, Надир-шах еще подновил породу, подарив текинцам 600 арабских кобылиц. Текинские лошади, а именно «текэ-ахал», считаются в настоящее время лучшими; после них мервские, потом уже иомудские и гикленские. Туркменские лошади ростом от трех до пяти вершков, на тонких сухих ногах; корпус, соответственно роста, тонок; грудь узкая, шея тонкая, длинная, прямая, голова довольно большая и, правду сказать, не имеет чистоты и грации головы арабской лошади; хвост довольно жидкий, грива весьма редкая, что происходит также, кажется, и от того, что шея лошади закрывается. Гриву обыкновенно выстригают дочиста.

«Ахалтекинец». XXV-летняя Юбилейная выставка Туркестанского общества сельского хозяйства. Ташкент, 1909

У туркмен нет табунов; лошади воспитываются при кибитках, как у арабов. Находясь постоянно среди людей, туркменская лошадь делается ручна и в высшей степени понятлива. Туркмен любит и бережет свою лошадь более всего на свете; часто можно встретить кибитку с изодранными старыми войлоками, хозяина и его семейство в лохмотьях, а лошадь покрыта хорошими войлоками. Туркмены закрывают лошадей войлоками круглый год; зимою, говорят они, от холода, а летом от жары. На коновязи лошадь покрывается обыкновенно следующими покрышками: оставляются два войлочные потника, на них кладется «каджари», род вальтрапа (когда лошадь оседлана, каджари кладется поверх седла), из шерстяной или шелковой материи, обыкновенно: малинового цвета с узорами, подбитой мягким войлоком; длина каджари, от холки до хвоста; в передней ее части две лопасти, которыми закрывается грудь лошади; сверх каджари кладется белый войлок, составляющий собственно попону; передний конец его закрывает всю шею лошади до самых ушей; снизу шея и грудь в нескольких местах застегиваются; задний конец попоны спускается до половины хвоста. Наконец, поверх накидывается большой войлок; он закрывает шею, грудь и сзади спускается на столько, что только вершка на два или на три не касается земли. Белую попону и верхний войлок загибают под живот лошади и подтягивают в роде бинта, длинною широкою шерстяною тесьмою (елкян). Туркмены не знают ни щеток, ни скребниц, и только пред тем как седлать, обтирают лошадь рукою. Но шерсть постоянно закрытых лошадей мягка и бархатиста, и они всегда безукоризненно чисты. Покрытые таким числом войлоков, лошадь гуляет на длинной, от трех до пяти сажен, шерстяной веревке, привязываемой к недоуздку или за заднюю ногу.

Туркменское седло состоит из легкого деревянного ленчика, задняя часть которого не имеет луки и похожа па английское седло; передняя часть поднимается довольно круто, почти со средины, и оканчивается высокою лукою с овальною головкою. Туркменские ленчики высоко ценятся в Хиве и в Персии. Стремена железные с узорами, довольно тяжелы, походят на наши форменные, подвешиваются к ленчику на коротких ремнях, и более, нежели у наших седел, к задней стороне. Оттого в первый раз сидеть на туркменском седле кажется неловко и утомительно. К ленчику снизу подвязывается толстый потник, сшитый из войлоков в несколько рядов. Он имеет назначение, чтобы бока ленчика не терли лошади. Этот потник имеет вид треугольника, обращенного вперед закругленною вершиною и назад тоже закругленным основанием. Он, с привязанным к нему деревянным ленчиком, собственно и образует туркменское седло. Когда хотят седлать лошадь, раскрывают ее, обтирают руками, вытряхивают потники, опять кладут их, на них помещают седло, застегивают подпругу и нагрудник, состоящий из ремня, концы которого надеваются на луку седла; на седло кладут каджари, которое имеет отверстие для продевания луки; нагрудные лопасти каджари отгибаются назад и, особо пришитыми петлями, надеваются на луку седла. С закрытою грудью ездят на лошади шагом и когда очень холодно. Сверх каджари набрасывают белую войлочную попону, имеющую тоже отверстия для продевания луки; переднюю и заднюю части попоны загибают на седло. Каджари и попона подвязываются одним ременным троком.

Туркмены ездят на уздечках, никогда не употребляют мундштуков и убеждены, что они портят лошадей. Впрочем, для чувствительных, гибких, ручных и понятливых туркменских лошадей, кроме самой мягкой уздечки. ничего и ненужно. В Персии случается видеть туркменских лошадей на мундштуках; они делаются крепкоузды, заносчивы и как бы теряют гибкость шеи и всего стана. Только тот, кто ездил на туркменских лошадях, у туркмен, понимает как много в них общего с быстрою и нежною газелью. Туркменские лошади имеют следующие алюры: и) обыкновенный шаг, вообще крупный, и только у немногих с наклонностью к проезду; 2) самая мелкая рысь («курт-ериши»), алюр не совсем покойный, но туркмены постоянно употребляют его в дороге, полагая, что при нем, особенно по пескам, лошадь менее всего утомляется; 3) крупная рысь туркменами потребляется мало, и потому в ней пет полноты и отчетливости, но немного нужно поездить на лошади для того, чтобы развить отличную прибавленную рысь; 4) галоп — самый любимый и более всего туркменами употребляемый алюр. У туркменских лошадей множество оттенков галопа, от собранного до настоящего карьера. На галопе можно видеть скаковые свойства туркменской лошади: всаднику кажется, что без всякого усилия прыгающая лошадь подвигается медленно, и он только тогда убедится в противном, когда увидит, что рядом с ним скачущие лошади идут едва не в карьер. Редкая туркменская лошадь бросается с места в карьер; обыкновенно она в него переходит проскакавший, по крайней мере, шагов 600. Это зависит от выездки, причем туркмены убеждены, что подобная постепенность сохраняет силы лошади и дает ей возможность проходить на быстрых алюрах расстояния, для других пород лошадей немыслимые. Проскакать верст 25, немного проводить лошадь и потом сделать такой же конец опять галопом нипочем для обыкновенной лошади. Как самим туркменам случается по целым месяцам обходиться самою скудною пищею, только-только чтобы поддержать свое существование до благоприятного случая, когда они стараются вознаградить себя за пост, тоже самое испытывает и их лошадь. Туркмен, на вопрос: «какую дачу дает он лошади», ответит: «когда ячменя много, даем много, когда нет, не даем». Действительно, лошади их часто худеют до невероятия: буквально остается кожа да кости. За то, когда судьба пошлет кочевнику ячменя, лошадь ест его сколько хочет. Высшую степень туркменского благоденствия можно видеть с первого взгляда: лошадь, привязанная на длинной веревке, лениво гуляет перед кибиткой, подходя то к насыпанному в колоде или на старом мешке ячменю, то к куче арбузных и дынных корок. Туркмены всегда держат лошадь на длинной привязи, чтобы она могла иметь моцион и, когда ей вздумается, могла бы ложиться на чистом месте. Кроме того, каждый день проводят лошадь или шагом, обыкновенно дети, проезжают на ней, не седлая; это считается особенно полезным после водопоя и дачи ячменя. Когда вблизи кочевки есть трава, то ведут лошадь туда пастись, привязывая ее на длинной веревке за ногу. Туркмены убеждены, что сухие скудные травы их степей чрезвычайно полезны лошадям; что, кроме питательных начал, они имеют свойство возвышать температуру крови, а мускулам сообщать крепость и упругость. Праздный хозяин и его дети весь день копошатся около лошади; оттого, конечно, она так ручна и так понятлива.

Намереваясь отправиться в дальний набег, туркмен постепенно приготовляет к тому лошадь. Если она сыра, то заставляют ее похудеть, для чего перестают давать сено или «самон» (рубленая солома) и даже уменьшают дачу ячменя; вместе с тем, регулярно каждый день, проезжают ее, постепенно увеличивая расстояния, сначала тихими, потом усиленными алюрами. Согнав жир с лошади, туркмены начинают укреплять ее, для чего дают круглые лепешки из ячменной и кукурузной муки, замешанные на бараньем саде. В сутки лошади нужно шесть фунтов ячменной, три фунта кукурузной муки и три фунта бараньего сала; пред тем чтобы приготовлять тесто, сало долго и мелко рубится. По мнению туркмен, эти лепешки более всего развивают силу лошадей. Если лошадь, проскакавши в продолжение получаса полным карьером, возьмет только один глоток подставляемой ей воды, то туркмены считают, что жир с лошади согнан и время начать давать укрепляющие лепешки. Их дают в продолжение четырех или пяти дней, после чего лошадь считается готовою для самых усиленных трудов, на быстрых алюрах. Отправляясь в набег до персидской границы, туркмены делают небольшие переходы, постепенно их усиливая. Во время набега, продолжающегося иногда до двух недель и более, лошади кормятся уже чем Бог послал; но и тогда стараются давать им, при всякой возможности, лепешки на бараньем сале. Особенность туркменской выдержки лошадей состоит также в том, что их можно поить разгоряченных, после какой угодно езды; нужно только, напоивши, в продолжение нескольких минут поскакать галопом. Купать или обливать водою лошадей туркмены считают вредным; лишь после продолжительной скачки, особенно в жаркое время находят полезным, сняв с лошади седло и потники, осторожно соскоблив ножом пот с ее спины, облить ее водой, и затем тотчас же снова оседлать лошадь, перевернув потники.

Ездить на лошади начинают, когда ей исполнится 2 1/2 года, трех летние лошади совершают уже большие путешествия. Более всего встречается лошадей серых, потом гнедых и рыжих: и менее всего вороных. Туркмены, как и другие азиатцы, верят, что на лошадях бывают приносящие несчастия приметы; если лошадь имеет эти приметы, то какими бы достоинствами ни обладала, ее никто не возьмет даже даром. Самая главная примета — если лошадь имеет белую отметину на правой задней ноге. Туркмен, при всей своей лени, лучше согласится идти пешком, чем ехать на лошади, имеющей эту примету…».

О ТРЕНЗЕЛЯХ

О ТРЕНЗЕЛЯХ

Трензеля используются всадниками для обеспечения контроля над лошадью. “Железо” эволюционировало от простого кожаного ремешка до того разнообразия видов, которые сейчас доступно любому , кто занимается верховой ездой.
На данный момент, существует два основных типа – трензель и мундштук. И трензеля, и мундштуки бывают различных конструкций , в зависимости от воздействия на лошадь, которое они оказывают. Понимание того, как работает “железо”, поможет вам сделать наилучший выбор, который позволит взаимодействовать с лошадью наиболее эффективно.

Трензель воздействует на несколько точек, в зависимости от его конструкции. Эти точки: углы губ, беззубый край рта, язык, подбородок, затылок и мягкое небо.

Хотя , воздействие трензеля на лошадь имеет научное описание, некоторые лошади предпочитают работать с каким-то конкретным видом “железа” исходя из своих “личных” необъяснимых предпочтений. Молодая лошадь или лошадь, находящаяся в заездке, должна работаться только на простом трензеле. Вы должны быть внимательны к ее реакции, что бы понять, подходит ли ей трензель или лучше подобрать другой.

Лошадь может проявлять следующие признаки недовольства: ожесточенно грызть “железо”, пытаться вытолкать его изо рта языком, раскрывать широко рот, трясти головой, закладывать уши, хвостить.
Несмотря на утверждение, что толстое грызло является самым щадящим для лошади, не всякой лошади оно подойдет, не всякой будет удобно работать с ним. Некоторые лошади обладают маленьким ртом, где нет места для такого толстого грызла. Такие лошади комфортнее себя чувствуют, работая на более тонком (в пределах разумного) трензеле.

Трензель с гладким грызлом, сочлененным или прямым, считается мягким видом “железа” и используется для большинства лошадей.
Такие трензеля воздействуют в основном на уголки губ . При росте уровня подготовки лошади, когда она умеет нести голову более вертикально , округлять затылок, трензель оказывает давление на нижний беззубый край рта.
Трензель с грызлом слегка изогнутой формы, без сочленения, изготовленный из гибкого пластика или покрытый резиной – самый мягкий по воздействию трензель, но лошади проще на него упереться. Такие трензеля часто используются при работе с молодыми лошадьми или с лошадьми с чувствительными ртами, которые плохо работают на строгом железе.

Давление, оказываемое трензелем , зависит от количества сочленений . Прямое грызло без каких-либо сочленений оказывает давление на оба беззубых края рта лошади , если на оба повода прикладывают одинаковое усилие. Если давление не равномерное, один край грызла оказывает давление на рот, второй край сдвигается вперед. Таким образом, важно соблюдать баланс между двумя поводьями.

Когда вы работаете трензелем с одним сочленением, грызло изламывается вверх по направлению к небу лошади. Для лошадей с низким небом это весьма болезненно.

Трензель “восьмерка” (с двумя сочленениями) поднимается аркой над языком и оказывает более щадящее давление на небо. Многим лошадям более комфортна работа на трензеле “восьмерка”.

Наиболее распространены трензеля с подвижными кольцами. Кольцо свободно вращается в грызле, повод также не фиксирован в определенном месте кольца. Это дает лошади больше свободы , она может двигать трензель. Это улучшает слюноотделение и “размягчает” рот.

Опасность подвижных колец заключается в том, что они могут защемлять уголки рта и губы лошади. Правильный подбор размера трензеля, использование в работе трензелей с большими кольцами помогут вам избежать этой проблемы.
Кольцо трензеля”империал” фиксировано. Но повод все еще не закреплен в каком-то конкретном месте. “Империал” обезопасит губы лошади от защемлений. Также, этот вид трензеля хорош для всадников с проблемными руками. Но, продвинутым всадникам “империал” может не дать тонко работать поводом.

Трензель с усами, помогает вам, в случае если вы переработали поводом. Обычный трензель может проскочить в рот лошади . Усы не допустят этого. Но, учтите, что некоторые лошади могут играться и цеплять кольца мартингала или другие элементы амуниции за усы. В таком случает, лучше использовать трензеля с D-образными кольцами. Они также предотвращают перетягивание трензеля, но менее опасны , если ваша лошадь любит поиграть.

Боше – это вид трензеля, который имеет дополнительное кольцо, за которое крепится к уздечке. Он создает давление на затылок лошади, что заставляет лошадь опустить голову.

В дополнении к мягким трензелям, описанным выше, существует множество других трензелей . Их цель – дополнительное останавливающее и прекращающее действие. Они не используются в выездке. В основном их сфера – это конкур, троеборье и т.д. Всегда проверяйте , можно ли использовать один из подобных тренезелей на турнире, куда вы заявляетесь.

Грызло трензеля Waterford содержит много закругленных элементов, которые выглядят как шарикоподшипники. Это довольно мягкий и удобный тренезель. Но он не дает лошади упереться в грызло или закусить его.
Трензеля с роликами (обычно это трензеля с одним сочленением) , также могут помочь исправить подобную ситуацию. Эти трензеля средней строгости.

Трензель Bristol (Бристоль) это двухсоставной трензель, похожий на “восьмерку”. Но среднее звено более длинное и имеет прямоугольную форму. Оно расположено под углом и создает более сильное давление на язык лошади. Всадник, желающий работать с данным трензелем, должен иметь очень мягкие и спокойные руки.

Витые трензеля используются всадниками , которые хотят или вынуждены использовать более строгое “железо”. Эти трензеля, со временем, делают рот лошади нечувствительным, поэтому их использование должно строго контролироваться тренером.

Тонкий витой проволочный трензель является чрезвычайно строгим железом и , по мнению большинства экспертов, он не должен использоваться всадниками вообще. Он может травмировать и притупить рот лошади так, что чувствительность не восстановится никогда.

Еще один строгий трензель, который может травмировать язык лошади и сделать ее тугоуздой на всю жизнь – это двойной трензель с W-образным грызлом. Этот трензель и тонкий витой – “железо” которое нельзя использовать никогда.

В верховой езде мундштуки используются только вместе с трензелем, это обусловлено необходимостью в постоянном контакте руки всадника со ртом лошади.

Пелям был изобретен для того, что бы объединить действие мундштука и трензеля в одном “железе”. Рычаги и цепочка воздействуют на затылок, что заставляет лошадь нести шею и голову так, как это требуется всаднику. Всадник работает поводом, который крепится к основным кольцам, большую часть времени. Поводом , прикрепленным к рычагам пеляма, контролируется затылок и положение шеи и головы, при необходимости.

Лучше всего работает пелям с грызлом без сочленений. Хотя, если ваша лошадь упирается в “железо”, лучше использовать с сочленением. Пелям всегда необходимо использовать с двумя наборами поводьев, один для трензельной работы, другой для мундштучной. Если вы объединяете эти действия используя перемычку и работаете одним поводом, вы вносите путаницу в команды, которые отдаете лошади. Гораздо тоньше и эффективнее вы можете работать с двумя наборами поводьев.

Трензель Kimberwick обеспечивает воздействие схожее с воздействием пеляма, но всадник может использовать один набор поводьев. Пристегивая повод за нижнее отверстие мы усиливаем рычажное воздействие. Грызло без сочленений оказывает эффективное давление на беззубые края рта. Трензель Kimberwick используется с цепочкой.
Существуют варианты Kimberwick с сочлененным грызлом. Но, в данном варианте, теряется весь смысл воздействия. Трензель не работает так, как нужно.
Также, не стоит им злоупотреблять. Это не трензель для постоянного использования.

Многие всадники считают олимпийский трензель очень эффективным для использования в работе с лошадьми, которые несут на препятствие, а также для прохождения троеборных кроссов. Грызло трензеля может быть как прямым, так и с сочленениями. Кольца обеспечивают рычажное воздействие. Рекомендуется использовать два набора поводьев с таким трензелем. Один набор на основном кольце, ним вы пользуетесь постоянно. Второй набор на нижнем кольце, он включается в работу по необходимости.

Трензель Beval еще один новый трензель с интересным дизайном. Используется идея трех колец, при минимизации рычажного воздействия. Это отличная идея для работы с излишне импульсивными лошадьми, которые плохо воспринимают олимпийский трензель, но нуждаются в более строгом воздействии.

Ваша цель – ездить , используя наиболее мягкий трензель. Если вы вынуждены использовать более строгое “железо”, старайтесь как можно быстрее откорректировать поведение лошади и вновь вернуться к простому трензелю. Если ваша лошадь излишне возбуждается на соревнованиях или при выезде за пределы конюшни, вы должны использовать все, что может обеспечить вашу безопасность.

Некоторые лошади нуждаются в смене трензелей, им становится скучно работать на одном и том же. Переход от простого тренезеля с одним сочленением на “восьмерку” может освежить реакции вашей лошади. Вот почему топ-всадники держат в своем арсенале множество различных трензелей.

Наконец, убедитесь, что у вашей лошади порядок с зубами и ртом. Вызовите ветеринара, делайте плановые осмотры каждые пол-года.

Даже идеальное “железо” не будет приносить ожидаемого эффекта если оно велико/мало лошади или неправильно подогнано.
Трензель должен быть расположен достаточно высоко во рту. В уголках рта должно просматриваться две складочки. Трензеля с цепочками, такие как пелям, должны сидеть немного ниже, что бы цепочка лежала в подбородочной впадинке. Под цепочкой должно помещаться два пальца.

Современная кожаная сбруя: что нужно знать новичку

Конская упряжь несет на себе нагрузку экипажа, поэтому её правильный выбор и подгонка очень важны для сохранения здоровья и работоспособности лошади. Упряжь состоит из кожаных ремней, спроектированных так, чтобы обеспечивать равномерное распределение нагрузки. Упряжью называют крепёжно-тяговую систему для экипажа, а экипировку для верховых лошадей обычно называют сбруёй. Ремни сбруи гужевой лошади должны быть прочными и мягкими.

Раньше на сбрую коня не жалели денег. Как правило, изготовление сбруи велось по индивидуальным заказам, поэтому проводилась идеальная подгонка ремней под конкретное животное. Сейчас можно купить уже готовую упряжь, но чаще всего получается так, что не все детали подходят лошади. Люди, работающие с лошадьми, предпочитают покупать все детали в разных местах. Комплект состоит из списка стандартных элементов, которые указаны ниже. К телу лошади должны прилегать только кожаные части.

Основной комплект упряжи для экипажа и верховой езды

Функции каждого элемента сбруи

  • Хомут. Задача — передавать тяговую силу коня на повозку. Важно правильно подобрать длину и ширину хомута, чтобы на шее животного не появились потёртости. Он не должен стеснять дыхание и движения, но недопустимо и «болтание» при езде. Чтобы хомут надёжно держался, необходима прочная шлея;
  • Шлея. Данный элемент изготовлен из кожи. Функция — удержание хомута на месте при спуске с горы или торможении. Прилаживается, чтобы между буграми седалища и ободочным ремнем проходила ладонь. Чтобы не возникли потёртости, нужно подобрать размер индивидуально;
  • Седелка поддерживает запряжку через чресседельник и передаёт часть нагрузки на спину животного;
  • Подпруга закрепляет всю конструкцию упряжки на корпусе лошади и удерживает все нужные элементы на спине. Мягкие ремни из кожи должны плотно обхватывать корпус, но не давить;
  • Чересседельник пропускается через седелку и фиксируется на оглоблях. Задача — удержание массы деревянных элементов упряжи на спине;
  • Подбрюшник проведён под подпругой, а концы закрепляются на оглоблях. Подбрюшник плюс чересседельник – это два ремня, скрепленных через кольцо. Надевают их посредством петли чересседельника на оглоблю;
  • Узда состоит из нескольких тонких ремней. Требования к ремешкам удил и недоуздка самые строгие, так как губы — очень нежная часть тела животного;
  • Дуга соединяет хомут с оглоблями, а также амортизирует толчки и рывки. Изготавливается из упругого дерева;
  • Оглобли изготавливаются из прочного и лёгкого дерева. Очень важна одинаковая длина;
  • Вожжи или поводья — используются для того, чтобы управлять движениями головы лошади на расстоянии. Бывают текстильными или кожаными.

Упряжь может быть очень красивой

Виды лошадиной сбруи

Упряжь для лошадей классифицируют по двум признакам: предназначение и количество коней, на которых рассчитан комплект. По назначению сбрую делят на выездную, транспортную, сельскохозяйственную и для конной армии. Естественно, последний вариант сейчас не используется, а остался в музейных архивах. Выездные и транспортные экипажи, как правило, многолошадные. Сельхозупряжки бывают на одну и две лошади. По количеству коней упряжки делят на одиночные, двуконные и многолошадные.

Одноконная — самый распространённый тип конской упряжи — создана для 1 животного. Бывает с дугой и без. В бездуговом варианте упряжки всю тяжесть повозки несёт на себе шлея. Обязательно имеются оглобли, горты из кожаных ремней, хомута и удила с прикрепленными вожжами. Зачастую применяют короткие оглобли, которые крепятся к лошадям не к хомуту, как обычно, а к седелке.

Варианты конфигурации упряжки

  • Постромочно-дышловая упряжь используется для одного и двух коней. Основная её задача обеспечивать подконтрольное движение повозки на поворотах и спусках. Удерживающую функцию выполняет дышло. Очень часто при тяге сельхозмашин животные получают специфические повреждения сбруей по причине нажатия дышла на хомут. Для предотвращения этого надо надеть на коня седелку, подтянув постромки с помощью чресседельника. Тогда работоспособность коней внушительно увеличится;
  • Постромочная упряжь — самый простой по конструкции вариант, но неудобный, так как при спусках повозка не тормозится и налетает на лошадь. Не имеет дышла, оглобель и других удерживающих механизмов. Использовать такую упряжку можно только для тех повозок и агрегатов, которые снабжены тормозами, иначе можно навредить лошади;
  • Тачанки активно эксплуатировали до 20 века. Они запрягались четвёркой коней. Упряжь состояла из дышла, скомбинированного с постромками. При этом, две лошади в центре запрягались в дышло, а две пристяжные — за постромки, которые крепились к вагам;
  • Комбинированная упряжка рассчитана на большое количество лошадей. По этому принципу запрягается тройка. Коренник запрягается в элементы, сдерживающие экипаж, а пристяжные — только в постромки для обеспечения тяговой силы. Задача пристяжных — обеспечивать повороты повозки. Таким способом можно запрягать и 6 – 8 лошадей.

Классическая многоконная упряжь для тройки

Элементы сбруи верховой лошади

Конная армия раньше сильно повлияла на формирование сбруи, поэтому здесь будут рассмотрены не только элементы современной экипировки лошадей, но и предметы исторической упряжи для военных коней:

  • Узда с удилами — главный элемент управления лошадью. В составе конструкции несколько ремней: суголовный, налобный, щёчный, подбородный, намордный. К ним крепятся удила с двумя кольцами, грызла и поводья с темляком. Распространённые виды удил: трензель, мундштук, пелям;
  • Трензель — состоит из грызла и двух колец. За кольца трензель крепится к щечным ремешкам уздечки;
  • Мундштук — удила со специфическими боковыми «щечками», которые оказывают усиленное действие на рот животного. Мундштуки усилены цепочкой, пристёгивающейся за крючочки так, чтобы охватывать нижнюю челюсть коня. Используется при манежной езде для тонкого управления конём;
  • Пелям — это тот же мундштук, но снабжённый подвижным грызлом. Действует на рот коня слабее, чем мундштук, но сильнее, чем трензель;
  • Для крестьян, путешественников и конного полка было очень важно здоровье и работоспособность коней, поэтому на ночь их прикрывали попоной. Зимние попоны изготовляются из флиса, шерсти с синтепоновой подкладкой. Летние попоны делают из хлопка, сетки (против мух);
  • Вальтрап (покрывало под седло) — исторический элемент конных полков. Назначение — защита спины коней от повреждения седлом. Кроме того, в России он был украшением конского убора. Офицеры щеголяли упряжью друг перед другом, кроме того, цвет вальтрапа отличался в зависимости от цвета обмундирования;
  • Подпруга — широкий ремень из мягкой, но прочной кожи, предназначенный для удержания седла. Охватывает туловище лошади снизу и с боков, затем пристегивается к седлу. Самые лучшие подпруги — из натуральной кожи;
  • Ногавки — это защитное снаряжение, предназначенное для оберегания ног лошади от растяжений и ударов;
  • Недоуздок — это уздечка без удил для содержания коня на привязи;
  • Стремя — петли для ног всадника, прикрепленные к седлу.

Основные детали седла и их названия

Какой материал лучше всего?

Изготовление сбруи испокон веков велось из натуральной кожи, на сегодня этот материал также не знает себе равных. Замена текстильными элементами из натурального или синтетического волокна иногда производится, но не рекомендуется. Кожа позволяет дышать, со временем приобретает форму корпуса животного и обладает необходимой мягкостью. Кожаная сбруя — лучший вариант для коня!

Защитная экипировка лошади

Лошадь, как и всадник, нуждается в защитной экипировке, ведь при падении ей также больно и она равно как человек требует защиты.

Важность использования

Такая защитная экипировка для лошади не подобает на средневековую бронь, скорее наоборот включает в себя несколько элементов своеобразных снаряжений. Предназначение, которых является защитить вашего любимца от дискомфорта, и неприятных ощущений.

Цель защиты – уменьшить или избежать болевых ощущений

Специализированный вальтрап, потники, идущие под седло лошади, ногавки – все это нужное приспособления. Только используя их, нужно помнить, что они ни при каких обстоятельствах не заменят неважно подогнанное седло либо недобросовестную езду самого всадника.

Более того, необходимо ухаживать за конной амуницией, она должна перебывать в отменном состоянии. В противном случае они средства защиты сами по себе могут принести животному только дискомфорт, и прочие неприятности. А в некоторых случаях могут стать даже причиной травмы. Бинты, ногавки и колокольчики должны быть обязательно без любых повреждений и дырок. Вальтрапы для лошади также должны быть без повреждений и еще, что немало важно подходить по размеру. Поскольку не правильно подобранный по размеру вальтрап будет приносить животному только неудобства.

А теперь рассмотрим некоторые элементы защитной экипировки.

Вальтрап

Это нехитрое приспособление нужно для того, чтобы правильно распределить вес всадника, что незаменимо для лошади, особенно при осуществлении прыжков.

Фото вальтрапов

Вальтрап для лошади – это средство защиты, что действует в области спины и холки, защищая эти участки от удара. Он исключает возможность натереть седлом спину лошади. И, конечно же, лошадиный вальтрап является, незаменим с гигиенической точки зрения, ведь впитывает весь пот и грязь из области седла в себя.

Изготавливается из разных материалов, но наиболее лучшие сырье, это натуральные вещества – хлопок и шерсть.

Вид вальтрапа под седлом

Поскольку вальтрап стелиться под седло лошади, то и форму он должен иметь соответствующую. Для удобства у отдельных вальтрапов предусмотрены закрепительные держалки, что находятся снизу и по бокам. Они дополнительно поддерживают седло. Обязательно нужно ухаживать за вальтрапом – периодически стирать его и мыть, а после каждой тренировки хорошенько просушивать.

Ногавки

Начинающие наездники часто задают вопрос: Зачем вообще нужны ногавки? Ногавки – это снаряжение для ног, которое защищает от ударов либо смягчает их. Они не нужны лошади при обыкновенной ходьбе только в том случае, если она все время движется правильно. Но когда ваш любимец при перемещении задевает одну ногу второй, наступает на пятки копыта или вы заметили еще какие-то нюансы не правильной ходьбы, или лошадь выполняет тяжелую работу, то лучше будет, если вы позаботитесь о таком приспособлении.

Как правильно надеть ногавки?

Надевать ногавки для лошади нужно так:

  1. Приставьте ногавки на уровни между запястным и путовым суставами. Переместите их немного выше, после чего опустите так, чтобы шерсть легла гладко. Почти все ногавки надеваются достаточно просто.
  2. Начните застегать ногавки из верхней застежки, при этом свободные концы должны спускаться назад (в случае двойной застежки – нижняя идет назад, а верхняя – вперед).
  3. На всякий случай убедитесь в правильном надевании и немного подправьте, если есть такая необходимость. Помните, что ногавки не должны сидеть слишком плотно, но и не соскальзывать с ноги, не вращаться вокруг и, естественно, что не мешать животному при любом движении.

Колокольчики

Еще один вид специальной защиты для лошадей. Зачастую такие кобуры используют с целью уберечь венчик и пятку лошади от засекания и ушиба при быстром галопе. Колокольчики для лошади снимаются через копыто, но они имеют неудобное свойство – сложно одеваться, а еще со временем могут ослабнуть и перекручиваться. По этой причине одевать их нужно предельно осторожно и желательно с конюхом либо тренером.

Но появились и новые модели, которые имеют более широкую функциональность, чем обыкновенные. Так что покупать лучше всего новинки.

Основные части сбруи для коня и виды упряжек

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

  • одноконную;
  • парную;
  • дуговую;
  • бездуговую.

Основные детали упряжи

Основные части конской сбруи такие:

  1. Хомут, который является самым важной частью упряжи. Его главной задачей принято считать равномерное расположение веса повозки на шею и плечи лошади. Эта деталь размещается на шее коня около его холки, а внизу проходит вдоль основания шеи. Размеры и форму хомута необходимо подбирать строго индивидуально.
  2. Шлея, которая помогает избежать сползания хомута при движении лошади. Она представляет собой пару продольных, откосных и поперечных кожаных ремней.
  3. Узда, которая одевается на голову животного и используется для его управления. Она изготавливается с одним, несколькими или без удил. Уздечка без удил применяется для сдерживания коня при его передвижении без упряжи.
  4. Вожжи, которые необходимы для дистанционного контроля животного. Они изготавливаются в виде гладких, длинных и прочных ремней. Края вожжей нужно соединить с удилами.
  5. Седелка, которая является конструктивной частью упряжи. Она используется для поддержки оглобель.
  6. Чересседельник, который изготавливается в виде ремня и крепится на оглобле через седелку.
  7. Подпруга, которая применяется для надежного крепежа седла. Она представляет собой прочный и широкий ремень.

Основные виды сбруи

Стоит рассмотреть, какие бывают разновидности конной сбруи. Специалисты выделяют по своему назначению такие виды упряжи для лошадей:

  • транспортные;
  • сельскохозяйственные;
  • выездные.

Транспортная подпруга используется для снаряжения повозок, необходимых для перемещения небольших грузов и людей. Из-за довольно маленьких нагрузок, подобные конструкции отличаются небольшой массой и выполняются в расчете на упряжки с большим количеством лошадей.

Сельскохозяйственная подпруга для животных бывает пароконной и одиночной. Строение выездной сбруи отличается большим разнообразием. Их конструкция зависит от общего числа животных, которые будут передвигать телегу. Далее, стоит рассмотреть остальные популярные виды подпруг.

Одноконная сбруя

Одноконная упряжь для животных изготавливается в бездуговом и дуговом варианте. Исходя из названия, подобные приспособления рассчитаны на одну дугу для лошади. Дуговые сбруи состоят из дуг, хомутов, вожжей, гужей, супони и других элементов. В сбруях без дуги основную массу телеги берет на себя широкая и качественная шлея. Очень часто вместе с одноконной упряжью принято использовать короткие оглобли, которые присоединяются к седелке, а не к хомуту.

Постромочная сбруя

Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги. Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги. Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

Постромочно-дышловая сбруя

Она используется для пароконных и одноконных повозок. При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги. В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве. Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

Сбруя комбинированного типа

Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе. Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения. Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.

Источник: veela.ru

Совет Самоделкин