Антисептик для дерева своими руками, состав и рецепт приготовления- как сделать простую пропитку-

Древесина подвержена поражению плесенью, грибком, древоточцами. Не защищенное специальным средством дерево намного быстрее поддается гниению и разрушается под воздействием погодных факторов.

Чтобы уберечь его и продлить срок эксплуатации, следует применить обработку качественными антибактериальными препаратами, которые совсем не обязательно приобретать в магазине. Можно изготовить антисептик для дерева своими руками, используя дешевые и вполне доступные компоненты.

В этом материале рассмотрим, как приготовить пропитки из недорогих химических реактивов в домашних условиях. Приведем простые рецепты защитных препаратов, которые можно использовать как в маленьких, так и в больших объемах.

Содержание
  1. Зачем нужно обрабатывать древесину?
  2. Лучшие рецепты домашних пропиток
  3. №1. Средства на масляной основе
  4. Битумная пропитка №1
  5. Битумная пропитка №2
  6. №2. Пропитки на водной основе
  7. Рецепт #1 — антисептик с фторидом натрия
  8. Рецепт #2 — пропитка из медного купороса
  9. Рецепт #3 – антисептик из купороса и бихромата натрия
  10. №3. Антисептик на основе воска
  11. Советы по нанесению пропитки
  12. Выводы и полезное видео по теме
  13. Для чего в Японии обжигают древесину ,да и вообще почему это полезно и модно
  14. Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
  15. Какие свойства приобретает жженое дерево
  16. Техника обжига шусугибан в деталях — видео
  17. О фактурах
  18. Что влияет на долговечность панелей
  19. Обжиг глины в домашних условиях: особенности, температура и рекомендации
  20. Чем может быть полезна глина?
  21. Обжиг глины в домашних условиях
  22. Последние публикации
  23. Сушка и обжиг глины
  24. Основные рекомендации при обжиге
  25. Подготовка глиняных изделий к обжигу
  26. Как необходимо обжигать глину
  27. Лепка из глины
  28. Как правильно лепить
  29. Деревянный стол своими руками
  30. Дешевый и простой стол из поддонов для летней кухни или беседки
  31. Видео: стол из поддонов
  32. Простой в изготовлении стол из мебельного деревянного щита
  33. Видео: дубовый стол из мебельного щита
  34. Уроки гончарного дела
  35. Добро пожаловать в мир керамики!
  36. Обжиг
  37. Покраска огнем: обжигание древесины для улучшения ее свойств
  38. Технология обжига древесины: историческая справка
  39. Структурные изменения древесины под воздействием обжига
  40. Типы обжига
  41. Преимущества и недостатки обжига пиломатериалов
  42. Обжиг в домашних условиях — возможен ли?
  43. Выбор породы древесины для обжига и требования к материалу
  44. Подготовка материала к обжигу
  45. Обработка дерева паяльной лампой
  46. Обжиг дерева газовой горелкой
  47. Нужна ли дополнительная защита обожженному дереву?
  48. Выбор масла для дерева
  49. Применение обожженного пиломатериала
  50. Использование обожженного дерева в интерьерах
  51. Создание фасадов из обожженной доски

Зачем нужно обрабатывать древесину?

Обработка древесины антисептиками нужна для защиты от вредителей, бактерий, плесени. Гнилостные микроорганизмы способны за короткое время изменить натуральную структуру волокон древесины, а споры гриба оставляет темные пятна, которые невозможно вывести.

При постоянном попадании влаги на деревянных предметах появляется налет плесени, которая приводит их к разрушению. Плесневые грибы пагубно отражаются на здоровье человека и при первом обнаружении зловредной спорыньи необходимо принимать радикальные меры.

Антисептические средства оказывают общее токсичное действие на древоточцев, гнилостную микрофлору и вызывают их гибель.

При воздействии антисептика на древесине образуется защитная, неблагоприятная для жизнедеятельности паразитов анаэробная пленка, которая также становится барьером для проникания влаги и кислорода. Поэтому деревянное изделие (кресло, кровать, ванна и т.п), строение (дом, баня) или сооружение (беседка, летняя баня) прослужит дольше.

Существуют различные виды антисептических пропиток для обработки древесины:

  • Масляные идеальны для пропитки деревянных фасадов, хозяйственных построек, садовых беседок, заборов, лавочек и прочего. Эти средства не дают влаге просачиваться во внутрь древесины и отлично борются с вредителями. Масляные растворы имеют специфический запах, токсичны, легко воспламеняются и применять их в закрытых помещениях не рекомендуется.
  • Восковые. Прямое назначение защитной мастики на основе воска – предохранение декоративных деревянных поверхностей и изделий. Срок хранения воскового антисептика достигает одного года.
  • На водной основе. Отлично подходит для обработки внутренних деревянных конструкций здания и для фасада. Преимущество — это отсутствие токсичности, абсолютная безопасность, отсутствие едкого запаха. Если в составе есть антипирены, то такая обработка придает древесине огнеупорные свойства.
  • На основе органических соединений. Органические не масляные средства в своем составе содержат изотопы натрия и фенола. При высыхании они образуют тонкий защитный слой предохраняющий дерево от разрушительного воздействия влаги и палящего солнца.

Органические антисептики можно использовать и снаружи построек. После полного высыхания необходимо вскрыть поверхность лаком или нанести слой краски.

По типу защиты антисептики бывают от гниения и плесени, и огнебиозащита (с антипиренами).

По степени токсичности выделяют пропитки для внутренних и наружных работ.

Комплексную защиту древесины обеспечивают комбинированные антисептики. Эти средства оберегают ее от воспламенения и влаги, от поражения гнилостными микроорганизмами.

В их составе медный купорос, способствующий обеззараживанию древесины, но при этом меняющий ее природный цвет.

Лучшие рецепты домашних пропиток

Достойная альтернатива покупным пропиткам – самодельные антисептики. Их эффективность проверена временем.

Все изготовленные дома пропитки имеют ряд преимуществ:

  • экономия финансов;
  • эффективность, особенно, если применяется битум или масла растительного происхождения;
  • значительно меньшая степень токсичности готового средства.

Необходимые средства индивидуальной защиты при приготовлении домашнего антисептика: резиновые перчатки, обувь, респиратор, халат, фартук или специальный костюм, очки.

№1. Средства на масляной основе

Защитные средства на масляной основе не вызывают аллергию при их использовании. При внутренней обработке они придают блеск древесной поверхности.

Для домашнего изготовления пропитки применяется конопляное или льняное масла, битум, моторное масло (отработанное).

Самостоятельно сделанный антисептик на основе масел отлично себя зарекомендовал как для наружного так и для внутреннего применения. Чтобы его изготовить, в основном, используют технические разновидности льняного масла, которое по своей природным свойствам является водостойким полимером. Для улучшения качества и свойства препарата добавляются экстракты лопуха, девясила или калгана.

Защитное битумное средство имеет несколько положительных свойств:

  • доступность битума;
  • возможность применения в среде с повышенными показателями влажности;
  • помимо общебиологической защиты пропитка придает древесине гидрофобные свойства.

Защитные свойства сохраняются в течение продолжительного периода времени. Глубина проникновения пропитки составляет около 7 миллиметров.

На поверхность битумное средство наносится обычной малярной кистью. После полного высыхания необходимо вскрыть деревянную конструкцию масляной краской. Ни в коем случае нельзя вскрывать лакокрасочным материалом, содержащие нитрат целлюлозы.

Битумная пропитка №1

Антисептик на основе битума помогает сохранению плохо высушенной древесины. Глубокого проникает в толщу древесного материала и при этом позволяет ему «дышать».

Технология приготовления жидкой смеси проста. В металлической емкости нагревают 1,5 – 2 кг битума (в зависимости от густоты) до температуры, близкой к закипанию.

Затем нагрев прекращают, снимают с огня и в битумную массу добавляют 1 л дизельного топлива, перемешивают до получения жидкостной консистенции, которая будет сохранять текучесть даже после полного остывания.

Битумная пропитка №2

Если нет возможности для производства таким способом пропитки, то солярку можно заменить активными растворителями — керосином или высокооктановым бензином. При изготовлении соблюдаются вышеуказанные пропорции: на 1,5-2 кг битума берут 1 л бензина/керосина.

Этот способ создания быстросохнущего препарата глубокого проникновения на основе битума не требует нагрева – достаточно перемешивать до его полного растворения.

№2. Пропитки на водной основе

Наиболее популярные водные антисептики, изготавливаемые в домашних условиях – с использованием фторида натрия и с медным купоросом.

Рецепт #1 — антисептик с фторидом натрия

Одним из самых безопасных для человека и домашних млекопитающих является малотоксичный антисептик на основе фторида натрия. Необходимая концентрация готового раствора от 0,5 до 4%.

Весь процесс изготовления данной защитной пропитки заключается в перемешивании до полного растворения вещества в горячей воде.

Изготовляя пропитку необходимо соблюдать следующую пропорцию:

  • фторид натрия — 50–400 грамм;
  • горячая вода — на 10 литров.

Для работы внутри помещения концентрация раствора должна быть менее насыщенной, а снаружи – намного крепче. Чтобы быть уверенным в точности концентрации, можно использовать в качестве маркера перманганат калия, который будет играть роль лакмусовой бумажки и давать фактурное, хорошо различимое визуально окрашивание древесины, исчезающее после высыхания поверхности.

Водный раствор фторида натрия в основном применяется для обработки наружных деревянных поверхностей, не касающихся земли. Эффект дольше сохранится, если вскрыть их лаком. Это предотвратит вымывание защитных веществ дождем, талыми водами и снегом.

Для обработки монументальных деревянных конструкций из древесины, непосредственно контактирующих с землей, можно задействовать водный раствор на основе медного купороса.

Рецепт #2 — пропитка из медного купороса

Пропитку для дерева на основе медного купороса безопаснее изготавливать в закрытой таре, так как выделяются вредные испарения.

  • медный купорос- 200 миллиграмм;
  • марганцовка – 20 грамм;
  • вода – 20 литров.

Для приготовления этого раствора надо тщательно перемешать указанные ингредиенты. Для большего удобства и получения однородной консистенции лучше смешивать в пластиковой канистре.

Рецепт #3 – антисептик из купороса и бихромата натрия

  • порошок медного купороса – 0,5 кг;
  • бихромат натрия – 0.5 кг;
  • теплая вода – 9 литров;
  • уксус 9% – 50 грамм.

Смешиваем все ингредиенты и заливаем подогретой до 50 °C водой. Все тщательно перемешать и раствор готов к применению.

№3. Антисептик на основе воска

Воск не только защищает поверхность от проникновения в древесину влаги и от возможных механических повреждений, но и подчеркивает фактуру, придает ей стойкий приятный аромат.

  • воск – 100 граммов;
  • измельченная канифоль – 25 граммов;
  • скипидар – 50 миллилитров.

Воск нагревается на водяной бане, потом туда добавляется 25 граммов измельченной канифоли и 50 граммов скипидара. Полученную массу следует довести до кипения, снять с огня и дождаться полного остывания.

Сухая мята или прополис — хорошие амортизаторы, которые придадут мастике приятный аромат. Средство втирается не ворсистой тряпочкой до появления на древесине блеска.

Советы по нанесению пропитки

Перед началом работ желательно более тщательно подготовить поверхность, на которую будет наноситься состав. Очистить от пыли и других загрязнений, отшлифовать. Имеющиеся трещины предварительно обработать уайт-спиритом и загрунтовать алкидным грунтом.

Для нанесения масляной жидкости идеально подходят синтетические кисти с длинной ручкой или войлочные валики. Излишки необходимо снять мягкой не ворсистой ветошью. Повторяют манипуляцию в 1–2 приема.

Густые антисептики наносятся обычной малярной щеткой, губкой или мягкой тряпкой, валиком без ворса, а жидкие лучше наносить краскопультом.

Для работы отведите специальную зону. Подготовьте заранее все инструменты, средства индивидуальной защиты и купите недостающие элементы.

Внутренние работы по пропитке древесины допустима в хорошо проветриваемых помещениях.

При желании для защиты древесины можно также использовать старинный способ, который практически исключает затраты — обжиг или вываривание в соляном растворе.

Также можно пропитать древесину народными методами — березовым дегтем, маслом льна, смолой хвойных деревьев, перемешанной с толченным углем и солью.

Выводы и полезное видео по теме

Рецепт приготовления пропитки для древесины:

Подробная инструкция по изготовлению пропитки для огнебиозащиты в домашних условиях в следующем ролике:

Древесина во все времена была востребована и люди изобретали различные способы, чтобы сохранить защитить ее от вредителей и минимизировать пагубное влияние осадков, высоких и низких температур. Можно использовать как покупные средства, так и заняться приготовлением самодельного, используя натуральные компоненты, большая часть которых есть в хозяйстве.

А каким антисептиком пользуетесь вы? Поделитесь своим рецептом идеальной пропитки, которую несложно приготовить самостоятельно – форма для комментариев расположена ниже. Если у вас есть вопросы по антисептикам для древесины или нюансам нанесения, задавайте их нашим экспертам и другим посетителям сайта.

Для чего в Японии обжигают древесину ,да и вообще почему это полезно и модно

Идея обжигать древесину, чтобы защитить ее от огня кажется нелогичной и в то же время гениальной по своей сути. Она посетила человека много веков назад. На Руси этот способ называли подкуриванием, он был известен в Скандинавии и Китае, но наибольшую популярность получила японская вариация обжига — техника Shou Sugi Ban. Сегодня она переживает настоящий ренессанс как в самой Японии, так и на Западе.

Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению

Shou Sugi Ban — это измененный на западный манер термин того, что в Японии называют Yaki sugi-ita или просто Yakisugi. Речь идет о традиционном способе защиты досок с помощью обугливания. Не вдаваясь в лингвистические тонкости, Yakisugi можно свободно перевести как «сожженная кедровая доска» или «томление кедра». Эта технология активно применяется в Японии с XVIII века, но существуют и более ранние примеры ее немассового использования.

Метод консервации получил распространение как сугубо утилитарная технология. Обугленные доски использовались для отделки фасадов деревенских домов и складов, в которых хранился рис и другие запасы — таким образом японцы защищали самое ценное от пожаров.

С появлением современных материалов на родине эта технология защиты древесины оказалась почти забытой. Интерес к ней возродили западные архитекторы. Их впечатлила выразительность и непроницаемая глубина черных фактур — модернистская по своей сути, придающая постройкам ореол интриги и глубины. Так в последние десятилетия метод Shou Sugi Ban обрел новую жизнь на Западе.

Техника обжига, когда-то придуманная как средство пожарозащиты, снова удивила парадоксом — то, что в Японии традиционно считалось деревенским стало высоким архитектурным стилем на Западе.

Какие свойства приобретает жженое дерево

Возрождение интереса к технологии Yakisugi объясняется главным образом эстетикой, но это не списывает со счетов ее практической ценности. Давайте разберемся, зачем вообще жечь дерево и какими свойствам его наделяет тот самый «колдовской уголь».

Как уже было сказано эту технологию использовали главным образом для пожарозащиты. Можно не вдаваться в химию и описывать те структурные изменения, которые вызывает термообработка. Достаточно попытаться развести костер из обугленных головешек, и вы поймете идею, которую успешно использовали проницательные предки.

Второй важный момент заключается в том, что сжигание нейтрализует целлюлозу — углеводы, которые любят древоточцы, грибы и бактерии. Таким образом древесина становится непригодной для вредителей и любой биологической активности, что защищает ее от гниения. Полученный слой древесного угля также отталкивает воду и предотвращает неблагоприятное воздействие ультрафиолета.

Доски, подвергшиеся обжигу по методу Shou sugi ban, при правильном монтаже гарантированно отслужат 80 и более лет. Это по весьма скромным прикидкам. Так, например, японский буддийский храм Хорюдзи в префектуре Нара существует гораздо дольше — это одно из старейших деревянных сооружений в мире сохранившихся на сегодняшний день. Первоначально пятиэтажная пагода была возведена в 607 году н.э. После пожара, который полностью уничтожил постройку, в 711 году храм был восстановлен с помощью технологии Shou Sugi Ban.

Техника обжига шусугибан в деталях — видео

В классическом варианте деревянные панели обжигают только с одной стороны. Стандартная толщина доски — 10-15 мм. Для достижения нужного эффекта три доски продольно связывают вместе, образуя треугольный туннель. В один из концов засовывают охапку соломы и поджигают, переворачивая конструкцию в вертикальное положение. При работе с длинными досками треугольную связку поднимают при помощи веревок, переброшенных через перекладину.

Во время горения мастер раздвигает щели между досками специальным клинком. Это нужно для обеспечения доступа кислорода и правильного распределения огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Доски жгут 2-3 минуты после чего резко охлаждают водой.

На первый взгляд в технике обжига нет ничего сложного. Но на поверку все оказывается не так. Во-первых, нужно приловчиться жонглировать довольно громоздкой и полыхающей конструкцией. К тому же потребуется набить руку на том, чтобы правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Но куда большие сложности связаны с выбором древесины. В аутентичном варианте для этих целей используют криптомерию — японский кедр. К слову, он считается национальным деревом этой страны.

Не вся древесина принимает тепло так, как криптомерия. Если обжиг недостаточно глубокий, обугленный слой быстро разрушится, лишив облицовку не только оригинального внешнего вида, но и основных качеств: атмосферостойкости, пожарозащиты, устойчивости к гниению. Смолянистая древесина японского кедра обеспечивает быстрое и равномерное горение, а сама доска приобретает чешуйчатую фактуру, напоминающую черную кожу крокодила.

В наших условиях для изготовления панелей шусугибан мы бы рекомендовали экспериментировать только с хвойными породами.

О фактурах

В Shou Sugi Ban больше всего впечатляет загадочная красота обугленного дерева. Неудивительно, что именно эстетика стала решающим фактором возрождения интереса к этой технике. Декоративный обжиг позволяет добиться широкого многообразия фактур: от самых глубоких черных, напоминающих цвет воронова крыла, до менее экстремальных коричневых тонов.

Чтобы осветлить оттенок, обожженные доски чистят металлической щеткой. Этот процесс хорошо известен нам как браширование. После такой обработки доски традиционно покрывают маслом. Если вы изначально планировали создавать доски с неглубоким обжигом под браширование, нужного эффекта можно добиться более простой технологией — за счет обжига паяльной или газовой лампой.

Даже если обжиг выполняется без ошкуривания, обугленный битумно-черный слой со временем исчезает. Выветривание и другие атмосферные воздействия постепенно разрушают «колдовской уголь», обнажая шоколадно-коричневую или темно-серую фактуру древесины. Это можно увидеть на многих исторических зданиях в Японии.

Что влияет на долговечность панелей

Древесина, обожженная по японской технологии, в среднем служит 80–120 лет. Срок эксплуатации зависит от большого количества факторов. В первую очередь — это вид используемой древесины и глубина обжига. Срок жизни сайдинга во многом зависит от особенностей установки. Влага, постоянно проникающая с тыльной стороны фасада, быстро приведет деревянные панели в негодность. Также обожженные доски не рассчитаны на контакт с землей, поэтому такую обшивку не делают в пол — в традиционных японских домах эту проблему решают при помощи каменного или кирпичного цоколя, как на фото выше.

Наконец, долговечность досок шусугибан во многом зависит и от особенностей атмосферных воздействий: интенсивности ультрафиолетового излучения, циклов замораживания–оттаивания, силы преобладающих ветров, агрессивности воздуха в прибрежных зонах, ориентации стен. Примечательно, что в Японии естественная состаренность фасада является поводом для гордости, поэтому обожженные панели редко подвергают окрашиванию и реставрации.

Обжиг глины в домашних условиях: особенности, температура и рекомендации

Чем может быть полезна глина?

Любая деятельность, заключающаяся в комбинированном взаимодействии ручного труда и фантазии, не только увлекает ум мастера, но и помогает молодому организму развить мелкую моторику пальцев. А это значит, что мышление, воображение, чувство цвета, геометрия предмета и многое другое – подарит ребенку возможность развить свое творческое начало. К тому же общеизвестно, что лепка обладает успокаивающим эффектом и дает возможность сосредоточиться на конкретном предмете – «здесь и сейчас». И подарок, сделанный своими руками и от чистого сердца, не оставит никого равнодушным.

Обжиг глины в домашних условиях

Если вы хотите подарить вашему рукодельному изделию длительную жизнь, то обжиг просто необходим. Чтобы в ходе этого процесса изделие не потеряло форму и не треснуло, очень важно соблюсти технологию обжига глины согласно ее нормативам. Благодаря воздействию на глину высокой температурой, изделие обретает прочность, оно «каменеет». А если после всех требуемых манипуляций произвести покрытие глазурью, то и вовсе ваш предмет творчества можно использовать и в обиходе.

Сейчас очень популярна практика обжига глины в домашних условиях. Здесь нет ничего сложного, кроме того, что следует придерживаться техники безопасности и иметь необходимое место, достаточной мощности для обжига.

Последние публикации

Сушка и обжиг глины

Для придания глиняным изделиям дополнительных свойств их подвергают воздействию высоких температур – обжигу. Но технология обжига глины достаточно сложна и ресурсоемка, поэтому я постараюсь рассказать о некоторых нюансах, с которыми вы можете столкнуться.

Подготовка к обжигу

Перед обжигом изделия его нужно хорошенько просушить в течение 2 – 7 дней в зависимости от величины изделия. Сушить изделие нужно подальше от нагревательных приборов, прямых солнечных лучей, сквозняков – то есть исключить любые резкие изменения среды, в которой находится изделие. При комнатной температуре и в темном сухом изделие будет просушиваться равномерно.

При неравномерной просушке изделие может потрескаться и его мелкие детали просто отвалятся. Недостаточная просушка приведет к возникновению дефектов при обжиге. Пересушить изделие невозможно.

После того как изделие высохло нужно внимательно осмотреть его на отсутствие трещин. Если таковые имеются – можно попробовать их замазать жидкой глиной, но это не дает гарантии сохранности изделия при обжиге. Самый лучший вариант – не допускать появления трещин, а это получается при качественной лепке и грамотной подготовке глины.

Обязательно проверьте звук свистульки – если он исчез или стал глухим, то еще не поздно попробовать все исправить.

В некоторых ситуациях за время усушки в изделиях может поселиться паучок (был случай, когда он облюбовал одну из моих свистулек), в таком случае его нужно переселить в безопасное место .

Заключительным этапом подготовки будет шлифовка изделия. При шлифовке могут исчезнуть следы отпечатков пальцев, различные крошки и бугорки, и изделие обретет благородный вид. Шлифовку можно провести наждачной бумагой небольших номеров.

Условия для обжига

Температура. Самое главное в обжиге – это плавное увеличение температуры обжига и постепенное остывание изделия после обжига. В первые два часа температура не должна превысить 400 градусов. Диапазон температур должен быть в пределах 300-900 градусов Цельсия. При более низких температурах обжиг будет недостаточным и изделие не приобретет необходимых свойств. При высоких температурах изделие может быть полностью разрушено.

Продолжительность. В зависимости от величины изделия и способа обжига длительность процесса может колебаться от 8 часов до нескольких суток. Совсем небольшие изделия можно обжечь за минимальный срок.

Состав материала. От состава глины во многом зависит технология обжига. Природная глина имеет примесь песка и чем меньше песка – тем меньше температура обжига. На моей практике были случаи, когда порошковая покупная глина при 750 градусах буквально закипала и засыхала в виде пористой губки. Изделие при этом было полностью разрушено. В составе глины не должно быть камней и воздуха. Если материал неоднороден – произойдет разрыв. Так как материалы разных плотностей будут расширяться при изменениях температуры по разному.

Качество лепки. Основным требованием к лепке является отсутствие пузырьков воздуха в изделии. При повышении температуры воздух расширится и будет искать выход, разрывая изделие. Поэтому при замазывании трещин и скреплении частей изделия исключите возможность образования воздушных капсул.

Обжиг в муфельной печи. Существует несколько способов обжига глиняных изделий, но самым распространенным является обжиг в муфельной печи. Это электрическая печь, снабженная механизмом регулировки температуры.

Современные печи имеют автоматические программы обжига изделий различных типов, окно для просмотра состояния изделий и прочие опции. Еще немаловажной характеристикой муфельной печи является объем камеры. Некоторые мечи имеют цилиндрическую камеру, в которую можно поместить только небольшие изделия, а есть большие печи для обжига гончарных изделий и скульптур.

Обжиг на костре или в неэлектрической печи. Довольно нетривиальная задача, связанная прежде всего с тем, что нет возможности полностью управлять температурой. Кроме того печь редко топят в течение восьми часов да и у костра треть суток высидеть сложно. Однако если вы все-таки соберетесь – поместите изделие в емкость с песком – это сгладит резкое повышение температуры.

Обжиг в домашних условиях. На газовой или электрической плите тоже можно провести обжиг глиняного изделия, но предупреждаю – это довольно опасно и качество обжига все равно будет далеким от идеального. Для этого можно взять чугунную сковородку с промытым сухи речным песком и поставить ее на огонь. Сверху нужно аккуратно установить изделие и накрыть несгораемой емкостью – глиняным горшком или кастрюлей. Процесс должен быть под наблюдением и помещение стоит регулярно проветривать, чтобы не вызвать перегрев и перенасыщение воздуха ядовитыми газами.

Зачем нужен обжиг

В процессе обжига глина избавляется практически от всей влаги, поэтому изделие становится значительно легче. Кроме того элементы глины спекаются и превращаются в единый керамический слиток, который устойчив к деформациям и проникновению влаги. Отсюда и вся необходимость обжига.

Обожжённые изделия готовы к окраске, а после окраски и к использованию.

Это важно знать

После обжига глина не пригодна для лепки, так как это уже не глина, а керамика.

Обжиг можно производить из нескольких раз, постепенно увеличивая предельную температуру для достижения оптимальных результатов и наработки опыта.

После основного обжига изделие можно покрыть специальным составом и еще раз обжечь. Расплавившись состав образует глазурь.

В процессе усушки и обжига изделие может быть деформировано и в итоге стать меньше чем планировалось. Поэтому при создании изделия нужно учитывать состав глины и назначение будущего изделия. Глина с высоким содержанием песка менее подвержена сжатию.

В процессе обжига будут выгорать органические соединения (особенно у природной глины) – это может привести к неприятным запахам. Необходимо иметь возможность проветривать помещение.

Готовность изделия можно определить по весу, цвету и звуку. После обжига любая цветная глина краснеет. Если она почернела – изделие перегрелось, если не изменила цвет – недостаточно обожглось. Обожжённые изделия имеют более малый вес и звонкую натуру. Однако свистульки при обжиге могут полностью потерять звук (неисправимо) или наоборот преобразиться.

В любом случае правильный обжиг глиняных изделий может быть достигнут только с опытом. Поэтому дерзайте и удачи!

Основные рекомендации при обжиге

Начать стоит с того, что изделие необходимо оставить в темном месте (или без прямого воздействия солнечных лучей), чтобы подсушить. Перепады температурного режима и сквозняки неблагоприятно скажутся на качестве обжига глины – это стоит учесть. Чем меньше толщина стенок изделия, тем быстрее оно высыхает и меньше времени требуется на то, чтобы избавиться от ненужной влаги, и наоборот. Это касается и времени обжига, чем больше и толще предмет, тем больше времени уходит на запекание, диапазон варьируется от 4 до 12 часов. Усреднено, это бывает около 6 часов, но это все индивидуально.

При укладке ваших работ следует соблюдать их расположение по схеме «пирамиды»: внизу располагаться должны наибольшим размером предметы, далее выше с постепенным уменьшением. Немаловажное значение имеет вес: самые тяжелые изделия должны быть снизу. На данном этапе можно не бояться, что они могут склеиться друг к другу – смело выкладывайте друг на друга. Закрываем печь.

Температура обжига глины в своем максимуме достигает 900 градусов. Но прогревание должно идти с постепенным повышением. Если у вас профессиональная печь с терморегулированием, то первый нагрев должен быть выставлен на 150-200 градусов. Такая температура будет держаться не более 2 часов. Затем прибавляем еще 200 градусов и остальные 2 часа выдерживаем глиняные предметы в печи. И так повторяем до тех пор, пока не достигнем значения в 900 градусов, и выдерживаем еще некоторое время.

Подготовка глиняных изделий к обжигу

Перед обжигом изделие требуется хорошо просушить. Срок сушки зависит от величины поделки: он может длиться от двух дней до недели. Сушку проводят при комнатной температуре в темном месте без избыточной влажности. Не должно быть такого, чтобы на один бок поделки падали солнечные лучи, а другой оставался в тени. При неправильной просушке изделие может потрескаться, а мелкие детали отпасть. Потому же не стоит сушить и около отопительных приборов. Когда просушка недостаточна, при обжиге появляются дефекты. Поделка может взорваться при нагревании, если в ней осталась влага. Это может произойти и тогда, когда в ней есть камни или пузырьки воздуха. Взрыв происходит потому, что различные структуры по-разному реагируют на влияние высокой температуры.

Просушенное изделие желательно проверить на наличие трещинок. Если они найдены, их убирают с помощью жидкой глины. Но не факт, что это спасет поделку от разрушения при нагревании. Также полезно отшлифовать поделку наждачной бумагой, чтобы убрать мелкие неровности и другие дефекты, возникшие при лепке. После всех этих процедур поделка готова к обжигу.

Как необходимо обжигать глину

Как правило, в домашних условиях обжиг глины осуществляется в самодельной печи. В этом случае температурный режим надо контролировать на постоянной основе. Это будет выглядеть по следующей схеме:

  1. Начинаем с первого положения переключателя, держим 5 минут и выключаем.
  2. Через 5 минут включаем, оставляем на 10 минут глину запекаться и выключаем.
  3. Через 15 минут включаем, вновь выдерживаем 10 минут и выключаем.
  4. На этом этапе включаем печь, и выдерживаем обжиг глины до тех пор, пока изделия не покраснеют.
  5. Здесь включаем переключатель во второе положение и по той же схеме: 5-5 мин, 10-10 мин, 15-10 мин выдерживаем. Причем здесь не нужно выключать печь, а лишь спуститься со 2 положения на 1 и обратно.
  6. Положение 3 применимо в том случае, если мощности печи не хватает.

В среднем до 6 часов уходит на весь процесс обжига глины. Определить «готовность» можно по свечению стен внутри печи. Как только свечение станет светло-желтого цвета, выключайте печь.

Не стоит сразу открывать дверцу, оставьте остыть изделиям в печи на длительное время, например, на всю ночь. Это позволит равномерно остыть после обжига. Затем можно их покрыть глазурью и дать высохнуть, так ваше творение прослужит вам гораздо дольше.

Лепка из глины

Если вы хотите использовать глину без обжига, то вам необходимо выбрать ее с полимерными добавками.

Перед началом лепки полимерную глину нужно хорошенько размять руками, постучать ладонями. От этих манипуляций выйдет лишний воздух из материала. Это необходимо в том случае, если все-таки решитесь на обжиг (но не обязательно). Придать форму изделию удобнее, работая двумя руками, начиная с более крупных предметов и заканчивая самыми маленькими. В помощь вам придет стек, это инструмент для лепки. Когда работа завершена, протираем влажной губкой или кистью изделие.

Как правильно лепить

Глина хоть и пластичный материал, но более прочный, чем пластилин. Поэтому существует несколько важных рекомендаций по обращению с ней во время лепки:

  • Глина должна быть всегда влажной, не давайте ей высыхать.
  • При появлении трещин сразу сглаживайте их водой или водно-глиняной массой.
  • Работа по лепке начинается с крупных предметов, плавно переходя к более мелким.
  • Вкатывать в глину посторонних изделий не стоит, лучше сделать для этого отдельные углубления в изделии.

Когда все сделано, нужно оставить вашу фигурку на пару дней высохнуть. Хотя глина для лепки без обжига прекрасно выглядит, можно дополнительно ее запечь в духовке или микроволновой печи, но это по вашему желанию. Клей ПВА на завершающем этапе может послужить глазурью для изделия.

Деревянный стол своими руками

Сделать деревянный стол не так уж и трудно, причем используя для этого минимум инструмента. Хорошо, если у мастера есть ручной фрезерный станок и шлифмашинка, но как правило у обычного человека таких инструментов нет. Поэтому в данной статье рассмотрены два простых варианта изготовления столов с упором на то, что в наличии у мастера в лучшем случае будет универсальная шлифовальная машинка (болгарка).

Дешевый и простой стол из поддонов для летней кухни или беседки

Данный деревянный стол довольно простой и изготавливается практически из отходов, а именно: из деревянных поддонов. Вместо поддонов можно использовать любые доски одинакового сечения. Такой стол хорошо будет смотреться в летней кухне или беседке.

Для изготовления стола понадобиться 3-5 поддонов. Их нужно разобрать и отобрать наиболее лучшие доски.

Отрезаем доски в размеры, указанные в чертеже ниже. При изготовлении коротких деталей, например, длиной 600 мм, доски лучше всего обрезать с двух сторон. Таким образом срезается большинство отверстий, оставшихся от гвоздей.

Для столешницы необходимо отобрать самые лучшие доски по внешнему виду. Также следует обращать внимание на отсутствие коробления доски и на её толщину, так как доски из разных поддонов могут немного отличаться по толщине.

Отверстия, оставшиеся от гвоздей, закрываем шпаклевкой по дереву или смесью мелких опилок с прозрачным лаком. Даем шпаклевке высохнуть.

С помощью универсальной шлифовальной машинки (болгарки) или дрели со специальной насадкой шлифуем все доски. При отсутствии болгарки или дрели эту операцию можно выполнить вручную с помощью обычного деревянного бруска и обернутой вокруг него шлифовальной бумагой. Шлифовка вручную — это довольно трудоемкое занятие, поэтому лучше спросите болгарку у своих знакомых или возьмите её на прокат в специализированных фирмах.

Доски скрепляем между собой с помощью саморезов по дереву. Только не используйте для этого черные саморезы. Они довольно хрупкие и легко ломаются при боковых нагрузках на них.

В первую очередь собираем две боковины стола.

Боковины стола соединяем между собой продольными перекладинами. Внизу боковины соединяются одной доской с помощью мебельных уголков (позиция №6 на чертеже). Но лучше всего доску позиции №6 соединить с боковинами с помощью специальных мебельных шурупов – конфирмантов. Таким образом мебельные уголки не будет видно и вид будет уже другой.

Прочитать про конфирманты можно в этой статье.

Доски столешницы лучше всего прикручивать к каркасу стола снизу через мебельные уголки. Таким образом на столешнице шляпки саморезов не будут видны. Также, чтобы выровнять доски в одну плоскость и не дать им смещаться относительно друг друга, их следует соединить между собой с помощью мебельных шкантов (деревянный бочонок диаметром 8мм и чаще всего длиной 30-35мм). Для этого в торцах досок сверлится отверстие диаметром 8мм и в него на клей ПВА устанавливается шкант. При отсутствии мебельных шкантов доски столешницы можно соединить между собой под столом с помощью деревянной рейки. Её следует прикрутить на саморезы поперек досок столешницы.

После сборки щита столешницы его желательно подрезать с двух сторон для выравнивания торцов досок в одну плоскость. Подрезку лучше всего делать по какой-либо направляющей, например, ровный деревянный брусок или металлический уголок. Таким образом рез получится ровным. На чертеже стола длина столешницы указана 1190мм, а длина доски с поддона равна 1200мм, получается, что для подрезки торцов досок выделено по 5мм на сторону.

При желании обрезанные торцы столешницы можно закрыть подходящей по толщине деревянной рейкой. На чертеже рейка не указана.

После сборки и установки столешницы стол необходимо обжечь паяльной бензиновой лампой или газовой горелкой. В результате обжига проявляется рисунок дерева. Усилить эффект можно, если предварительно пройтись круглой металлической щеткой, одетой на болгарку или дрель. В результате такой обработки мягкие волокна дерева убираются и проявляется красочно выраженная структура годичных колец дерева. Такая операция называется “браширование”.

После обжига стол следует очистить от сажи. После покрываем его двумя слоями прозрачного лака по дереву.

Видео: стол из поддонов

Простой в изготовлении стол из мебельного деревянного щита

Это еще одна идея изготовления стола.

Данный стол собирается из готовых покупных элементов. Самая дорогая деталь такого стола – столешница, сделанная из мебельного щита. Его цена зависит от породы дерева, из которого он сделан, и от размеров самого щита.

Рекомендую покупать щит толщиной 40мм. Более тонкие щиты дешевле, но со временем вероятность их коробления довольно высока.

Наиболее дорогие щиты, сделанные из ценных пород дерева — это дуб и бук, самые дешёвые – это сделанные из хвойных пород дерева (сосна, лиственница). Лучше избегать щитов из сосны, так как сосновая доска может выделять смолу.

Купить такой мебельный щит можно в фирмах, занимающихся раскроем пиломатериалов или в строительных гипермаркетах, например, Леруа Мерлен. Дубовый мебельный щит толщиной 40мм и размерами 1400х600мм обойдется примерно в 6000-7000 рублей по состоянию на дату опубликования статьи.

Кромки мебельного щита необходимо скруглить. При отсутствии фрезерного ручного электроинструмента, эту операцию можно выполнить вручную с помощью обычного рубанка или просто с помощью ручной шлифовки граней. Качество фасок на гранях шита конечно будет совсем не такое, как после обработки фасонной фрезой.

После покупки мебельного щита его желательно отшлифовать. Для этого лучше всего воспользоваться каким-либо электрическим инструментом. Это может быть шлифовальная машинка или болгарка с лепестковым кругом из шлифовальной бумаги. При отсутствии электроинструмента придется шлифовать вручную при помощи шлифовальной бумаги, обернутой вокруг деревянного бруска.

После шлифовки мебельный щит необходимо покрыть защитным составом. Это может быть морилка и прозрачный лак или специальная масляная пропитка. Масляные пропитки имеют довольно разнообразную цветовую гамму, поэтому любой мастер найдет для себя подходящий оттенок.

Масло должно быть именно для рабочих поверхностей. Такие масла не вызывают раздражение кожи при длительных контактах с поверхностью. Наносить масла лучше кистью или валиком. Если стремиться к продолжительному сроку службы, то можно первый слой нанести цветным маслом, а второй бесцветным.

Хорошо себя зарекомендовали масла от производителей Biofa, Osmo, Borma, Festool. В крайнем случае, можно воспользоваться обычным льняным маслом (льняная олифа), которое продается в хозяйственных магазинах.

Если у Вас возникнет идея обжечь древесину, как это было сделано при изготовлении стола из поддонов, то лучше этого не делать, так как могут быть сюрпризы в местах склейки деревянных брусков.

Ножки для стола также можно приобрести уже готовые. Например, в магазине Икеа есть в продаже опора для стола ЛЕРБЕРГ, артикульный номер: 803.852.11. В том же магазине можно приобрести деревянные и металлические опоры с регулировкой по высоте.

Опоры Лерберг не прикручиваются к столешнице. Чтобы столешница не скользила на них есть специальные силиконовые прокладки. При желании можно просверлить опоры и прикрутить столешницу на саморезы.

Если же вы являетесь владельцем сварочного аппарата и имеете опыт сварочных работ, то сварить из трубы ножки стола для Вас не составит особого труба.

Видео: дубовый стол из мебельного щита

Уроки гончарного дела

Добро пожаловать в мир керамики!

Обжиг

Ну вот, наши изделия хорошо просохли, пора их и в печь ставить.

Первый обжиг (он же может быть и последним) называется утельным (или утильным). Изделия при таком обжиге можно ставить друг на друга, т.к. они ничем не покрыты, и температура, до которой происходит нагрев, не очень высокая — до 900°С.

Первое, что нужно сделать, это проверить, работают ли спирали в нашей печке. Если какая-то из них перегорела, то нужно скрутить концы проволоки в месте разрыва или же поменять спираль полностью. Важно также проследить чтобы спирали не провисали, т.к. тогда они могут пересечься и сгореть при замыкании. Чтобы спирали не выходили из своих ложбинок, закрепляем их небольшими кусочками нихромовой проволоки, которые вставляем в кирпич вертикально, как гвоздики.

Теперь мы аккуратно ставим наши изделия в печь, сначала те, которые побольше и потяжелее, затем те, что поменьше и полегче.

Если у вас есть большие пустотелые работы, то в них можно поместить несколько маленьких.

Закрываем дверцу и включаем печку.

Если у вас профессиональная печка с электронным терморегулятором то вам нужно выбрать программу для обжига или составить ее самостоятельно. Самое главное условие для обжига — это плавное повышение температуры. На первом этапе, когда из изделий выходит оставшаяся в них влага, выставляется подъем температуры до 150-200 градусов в течение 1-2 часов. Затем каждый час можно добавлять по 200 градусов. На последнем этапе, когда температура достигла максимума, она выдерживается некоторое время.

Если же у вас самодельная печка, наподобие нашей, то регулировать температуру будем переключателем. Сначала ставим наш переключатель в положение 1 (как у кухонной плиты) — это самая низкая температура, при которой спирали подключаются последовательно.

Как уже говорилось, главный секрет хорошего обжига — это медленное повышение температуры, поэтому нам нужно периодически включать и выключать нашу печку. В профессиональных печах это делает автоматика — специальный ПИД-регулятор, ну а мы пока будем щелкать вручную.

Выдерживаем 5 минут и выключаем, через еще 5 минут включаем уже на 10 минут, и на столько же отключаем. Потом — 15 мин — вкл. и 10 мин. выкл. Затем включаем и ждем пока наши изделия немного покраснеют. Увидеть это можно через небольшое отверстие-окошко в дверце печки (если вы его его еще не просверлили, то это еще не поздно сделать, предварительно выключив печку, конечно).

Затем переключаем в положение 2 (при этом включается только одна спираль). Режим такой же — 5 мин.-5 мин., 10-10, 15-10, и потом включаем и выдерживаем до готовности. При переключении с вкла на выкл, можно не выключать совсем, а переключать со 2-ой на 1-ую «скорость» и обратно.

Третья скорость используется, если у печки не хватает мощности для набора нужной температуры. Также на нее можно перейти, если у вас вдруг во время обжига перегорела одна спираль — тогда включится вторая. В среднем на обжиг уходит около 4-5 часов.

Приблизительно определить степень «готовности» можно по цвету черепка:

Второе фото (вверху слева) — это легкое покраснение, после которого мы переключаемся на вторую «скорость». На последнем — свечение светло-желтого цвета — можно выключать печь.

Ну вот и все, теперь оставляем печку закрытой на несколько часов, а лучше до утра следующего дня. Тогда уже мы сможем достать и полюбоваться нашими изделиями)

Напоследок нужно еще сказать, что режим обжига может отличаться от приведенного здесь в зависимости от размера изделий, а также от свойств глины, из которой они сделаны. Если вы сомневаетесь, то лучше увеличить время нагрева, т.е. добавить 5-ти и 10-ти минутных интервалов.

Покраска огнем: обжигание древесины для улучшения ее свойств

Деревянные постройки без дополнительной защиты не могут похвастаться значительной долговечностью. Следы гниения способны появиться на них довольно быстро, поэтому приходится применять различные технологии против развития плесени, микробов. Многие из них не отличаются экологичностью, и такую древесину используют только на открытом воздухе. Обжиг дерева — абсолютно безопасный метод, который был придуман много лет назад. Он позволяет надолго сохранить природные качества материала и придать ему необычный облик.

Технология обжига древесины: историческая справка

Обожженное дерево уже давно является популярным в ряде стран, тогда как в других только начинает входить в моду. Родиной методики считается Япония, где применяли так называемое томление кедра: обжигали дерево на кострах, потом убирали нагар, промывали и наносили тунговое масло. Это позволяло придать материалу блеск, благородный серебристо-черный оттенок и повысить срок службы до 80 лет. История технологии ведется с начала XV века, когда при сжигании насаждений кедра в противопожарных целях были случайно отмечены уникальные свойства получившейся древесины.

На острове Наосами в Японии и сейчас обожженное дерево повсеместно используется для постройки разных объектов, а также широко применяется для внутренней отделки помещений. Давно известна методика и в Европе, Америке, где ее практиковали наряду с осмаливанием — пропитыванием пиломатериала горячей смолой. Если раньше древесные заготовки обжигали открытым пламенем с помощью факелов, то сейчас для этой цели используют специальные вакуумные печи.

Структурные изменения древесины под воздействием обжига

По мере разрастания подкорковых слоев в древесине формируются новые поры. Это вызывает отмирание волокнистых клеток и приводит к повышению пористости структуры. Итогом становится неизменное свойство любой древесины — гигроскопичность, или способность впитывать и отдавать воду при смене влажности окружающей среды.

Дерево имеет неравномерную текстуру из-за наличия в составе целлюлозных полимеров, смол, сахаров и прочих органических компонентов. Также материал обладает высокой горючестью, склонностью к размножению грибков и прочих микроорганизмов, которые постоянно проживают внутри и начинают активно размножаться при малейшей сырости.

Снизить все перечисленные недостатки древесины, при этом оставив ее экологически чистой, способна технология обжига при помощи автоклавного нагрева (термолиза) или креозотной проварки.

В процессе проведения работ материал нагревается до +300…+400 градусов, что позволяет разрушить нестойкие гемицеллюлозные образования. Поскольку последние являются причиной появления горючих пиролизных газов, то их удаление сразу снижает возгораемость дерева.

Обжиг древесины, проводимый в домашних условиях, имеет менее выраженное действие и удаляет меньшее количество нестабильных соединений. Тем не менее, этого достаточно для улучшения эксплуатационных свойств материала. Также обжиг приводит к частичному закупориванию пор смолой и сажей, сужению каналов во внешнем слое древесины, поэтому внутрь практически не будут проникать бактерии, солнечные лучи, влага. Рыхлое дерево после обжига обретает и противопожарные свойства, становится невосприимчивым к гниению, меньше разрушается от осадков и ветра.

Типы обжига

Качество и внешний вид обожженной древесины могут различаться в зависимости от конкретной технологии, которая была применена. По глубине воздействия различают следующие типы обжига:

  1. Полный. Представляет собой обжигание пиломатериалов при температуре около +400 градусов в вакуумной печи. Такая древесина не слишком востребована, ведь ее объем уменьшается в 2 раза, а изначально высокие прочностные характеристики со временем уменьшаются. Обычно дерево после полного обжига идет на изготовление дорогой мебели, декоративных элементов и иного штучного товара.
  2. Глубокий. Популярный вид термической обработки дерева. Может использоваться в отношении нового и бывшего в употреблении материала, позволяет искусственно состарить доски, красиво оформить брус. Во время обжига в открытых печах равномерно прогревается вся толща пиломатериала, а поверхность становится темной (от графитовой до угольной). Допустимая глубина прогорания древесины — 20 мм.
  3. Поверхностный. Чаще всего используется в домашних условиях, подразумевает глубину обжигания материала до 5 мм. Метод легко осуществим при наличии газовой горелки или обычной паяльной лампы.

Преимущества и недостатки обжига пиломатериалов

Основное достоинство методики состоит в том, что она не требует нанесения пропиток, антисептиков, которые порой не являются экологически чистыми и могут содержать даже токсичные компоненты. Прочие преимущества обжига дерева:

  • возможность проведения своими руками,
  • отсутствие потребности в особых навыках, дорогостоящих инструментах,
  • защита материала от ветра, влаги, плесени, микробов, насекомых, ультрафиолета,
  • экономичность,
  • придание пожаробезопасности (повторное возгорание почти невозможно),
  • надежная профилактика гниения,
  • обеспечение износостойкости, повышение срока службы.

К минусам можно отнести лишь трудоемкость процесса, который выполняется без наличия промышленного оборудования, ведь придется вручную обжечь каждую доску, затем зачистить и обработать ее. Тем не менее, неповторимая фактура, оригинальный вид и уникальные технические характеристики обожженного дерева нивелируют все возможные недостатки и повышают популярность технологии.

Обжиг в домашних условиях — возможен ли?

Чтобы обжечь древесину самому, нужно четко придерживаться советов специалистов и алгоритма выполнения работ. Поскольку в домашних условиях отсутствуют вакуумные печи, нужно заранее подготовить более доступные приспособления. В качестве источника пламени для обжига можно пользоваться:

  • газовой горелкой,
  • паяльной лампой,
  • строительным феном,
  • газовым баллоном с насадкой.

Также потребуются инструменты для чистки древесины. Если планируется работа с мелкими брусками, дощечками, можно взять металлическую щетку. Для крупного пиломатериала лучше подготовить шлифовальную машинку, болгарку, дрель с соответствующей насадкой. Чтобы было удобно обметать остатки гари, надо купить флейц (щетку с мягким ворсом).

Обжиг проводят на открытом воздухе вдали от предметов, которые могут загореться, особенно от бумаги, ветоши, текстиля, картона, фанеры. Обязательно уносят подальше любые растворы, составы и иные химические средства.

В целях соблюдения техники безопасности трудятся в перчатках, защитных очках, а рядом держат огнетушитель. Работать желательно на металлической или каменной поверхности, которая не боится нагрева.

Выбор породы древесины для обжига и требования к материалу

Нельзя подвергать обжигу древесину лиственных пород (вишню, ольху и прочие). В некоторых случаях производят обжигание бука и граба, так как они обладают достаточной плотностью и способны выдержать нагрев. Работу чаще проводят с хвойными породами. Лучше всего для этой цели подходит кедр, также можно применять ель, сосну, лиственницу.

Хвойные породы отличаются разнообразием рисунка, а после обжигания обретают неповторимую структуру. Чем больше сучков, сложных изгибов было на древесине, тем декоративнее будет результат. Важно, чтобы дерево было сырым, но содержать не более 15% влаги. Также можно обжигать уже готовые деревянные изделия, хвойный шпон.

Подготовка материала к обжигу

Свежую древесину не обязательно тщательно готовить к обработке, ведь пламя уберет все неровности, действуя по принципу шлифовки. Нужно только спилить крупные выступы, сучки, а также удалить смолу — если ее потеки загорятся во время работы, весь эффект будет испорчен. Слишком влажную древесину придется подсушить, иначе при испарении влага деформирует ее, появятся сколы и трещины.

Старую древесину готовят более тщательно. С нее надо убрать остатки краски, лака, провести шкурение, чтобы во время обжига не образовалось пятен и не случилось возгорания. Если дерево было ранее пропитано морилкой, его можно обжигать по общим правилам. Пиломатериал, покрытый олифой, обжигу не подлежит.

Обработка дерева паяльной лампой

Для данного варианта работы потребуется паяльная лампа, которая предварительно была максимально нагрета. Если разогрев недостаточен, на поверхности появится толстый слой сажи. Огонь направляют строго перпендикулярно положению досок, двигая лампу медленно, равномерно, обращая внимание на изменение цвета и структуры материала. Время воздействия выбирают самостоятельно: оно зависит от нужного эффекта и толщины заготовки.

После завершения обжига осуществляют первичную шлифовку изделия. Для этого доски по очереди укладывают на табурет или иную удобную подставку, тщательно обрабатывают шлифовальной машинкой, потом смахивают грязь щеткой. В завершение работы делают пропитывание лаком, олифой.

Обжиг дерева газовой горелкой

Для мастера работа с горелкой считается более удобной и легкой, нежели с паяльной лампой. Эффект будет привлекательнее, так как пламя горелки глубже проникает в структуру дерева. Но в процессе обжига важно следить, чтобы огонь не находился слишком близко к пиломатериалам, иначе на них останутся выгоревшие пятна. Сильное желтое пламя для обжига недопустимо. Оно должно быть спокойным, продолговатым и синеватым.

Начинают работу с верхней части доски. Проводят горелкой над изделием подобно окрашиванию кисточкой: плавно, равномерно. Повторяют процедуру 2–3 раза, после сбрызгивают материал водой из пульверизатора. По мере остывания древесину обрабатывают, удаляя рыхлый сгоревший слой. Проводят шлифмашинкой только вдоль волокон, чтобы не повредить их. Параллельно используют флейц для выметания нагара, особенно тщательно убирая глубоко засевшие частицы.

Качество работы проверяют путем протирания древесины салфеткой. Если требуется придание материалу антикварного вида, после осуществляют браширование щеткой. Также для искусственного состаривания древесины возможно нанесение специальных пигментов или особых финишных покрытий.

Нужна ли дополнительная защита обожженному дереву?

Обожженное дерево имеет множество достоинств, и одно из них — повышенная прочность. Поэтому материал можно оставить в первоначальном виде после удаления остатков нагара. Тем не менее, опытные мастера всегда осуществляют дополнительную обработку дерева, ведь после нее уровень защищенности будет еще выше.

Обычно после обжига изделие или пиломатериал обрабатывают маслом, которое помогает улучшить декоративные и эксплуатационные свойства дерева. После этого чаще всего наносят прозрачный нитроцеллюлозный лак с защитными свойствами либо смесь лака с искусственным воском. Для обработки фасадной древесины используют раствор синтетического воска в скипидаре.

Выбор масла для дерева

Идеальным вариантом покрытия для обожженной вагонки или иной древесины для внутренней отделки является льняное, конопляное или тунговое масло. Жидкость наносят при помощи кисти или краскопульта (в зависимости от масштаба работ). Можно применять колерованные синтетические масла, которые придают дереву более благородный вид, имитируя ценные породы. Отличный результат дает смесь бесцветного воска с маслом, помогающая выгодно подчеркнуть структуру дерева и защитить его от внешних повреждений.

Применение обожженного пиломатериала

Готовый обожженный пиломатериал и изделия из него высоко ценятся строителями и дизайнерами. Из такой древесины делают двери, окна, беседки и террасы, скамейки и столики, садовую мебель и технические постройки. После обжига дерево прекрасно подходит для постройки заборов, иных ограждений, оформления полов и балконов, внешней отделки домов.

Использование обожженного дерева в интерьерах

Обработанная пламенем древесина прекрасно подходит для многих интерьерных стилей, особенно для кантри. После специального лакирования или окрашивания ее можно применять в стилях ретро, винтаж, прованс и прочих, которые подразумевают использование искусственно состаренной мебели и предметов декора. Чаще всего в интерьерах квартир и жилых домов можно увидеть такие изделия из обожженного дерева:

  • шкатулки,
  • панно,
  • багеты,
  • стулья и столы,
  • комоды,
  • шкафчики.

Кроме того, красиво смотрится в дизайне помещений полная отделка стен обожженным деревом либо оформление балок, перекрытий. Уникальный вид материала обеспечит роскошный облик всего дома.

Создание фасадов из обожженной доски

При создании фасадов кирпичных или деревянных домов такая древесина применяется весьма часто. После обжига материал становится более прочным и долговечным, поэтому при дополнительной лакировке или масляном пропитывании он будет служить без нареканий много лет. Эстетичность, оригинальность и экологичность — основные качества обожженной древесины, делающие ее одним из самых популярных материалов в строительстве.

Источник: veela.ru

Совет Самоделкин