Архивы Системы ведения домашнего хозяйства

Кликайте по ссылке и включайтесь в игру «Красивое лицо без инъекций и пластики»! Регистрация бесплатна, кликайте по ссылке

Всего за 5 дней Вы:

  • Протестируете и поймёте текущую ситуацию с лицом и телом
  • Разучите упражнения для красивой королевской осанки
  • Получите несколько способов избавления от второго подбородка и колец Венеры
  • Узнаете секрет по избавлению от брылей и носогубной складки
  • Получите рабочие техники и упражнения для сохранения красоты и молодости лица
  • Научитесь приёмам быстрого и эффективного снятия отёков на лице по утрам

Ссылка на регистрацию — https://vk.com/app5898182_-184480182#s=1086041

А теперь читайте статью =)

Содержание
  1. Роль женщины в семье
  2. Роль женщины в доме
  3. Роль жены в семье
  4. Сестра
  5. Любовница
  6. Роль женщины – матери в семье
  7. Традиционные роли женщины и мужчины в семье
  8. Функции мужчины в семье
  9. Функции женщины
  10. Семейные ценности
  11. Любовь
  12. Доверие
  13. Уважение
  14. Видео роль мужчины и женщины в семье. Кто голова, а кто шея
  15. Домашнее животноводство: основные виды и перспективы
  16. Домашнее животноводство и птицеводство
  17. Какие домашние животные животноводства бывают?
  18. Каких животных лучше разводить в домашних условиях
  19. 101 способ сымитировать обморок:
  20. Институтки на самоизоляции
  21. Она идет по улице, а с противоположной стороны навстречу ей приближается мастеровой под хмельком, — она с ужасом бросается в сторону; поползет по руке червяк, сядет насекомое — она с визгом несется куда глаза глядят.
  22. Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц
  23. Мария Федоровна считала, что достойным и полезным членом общества женщина могла стать только в качестве хозяйки и матери семейства, поэтому и женское образование становилось не общим, а «профессионально женским».
  24. В младшем возрасте на обучение иностранным языкам отводилось от 18 до 30 часов в неделю; на географию, историю и арифметику оставалось лишь по одному уроку в неделю; зато два часа посвящалось танцам, десять — музыке и рукоделию.
  25. Во время восстания декабристов начальница Патриотического института, заслышав пальбу из орудий, сказала воспитанницам: «Это Господь Бог наказывает вас, девицы, за ваши грехи; самый главный и тяжкий грех ваш тот, что вы редко говорите по-французски и точно кухарки болтаете по-русски». Девочкам пришлось перед иконами клясться не употреблять русского языка в разговорах.
  26. Институты строгого режима
  27. Почти всё время девочки мерзли, особенно ночью: две простыни и легкое одеяло с вытертым ворсом едва защищали от холода огромного дортуара, где температура зимой под утро составляла не более восьми градусов; при этом накрываться сверху одеждой было строго запрещено.
  28. Водовозова пишет, что благодаря этим порядкам к старшим классам большинство воспитанниц блестяще умели имитировать обмороки: «задерживая дыхание, они бледнели, тряслись, вскрикивали, как будто внезапно теряли сознание, ловко падали на пол, даже с грохотом, не причинив себе ни малейшего вреда».
  29. Пять источников экономии в домашнем хозяйстве – практичные идеи для пополнения бюджета
  30. Способы экономии электроэнергии
  31. Экономия на одежде: новое из старого
  32. СПА салон на дому: экономные и приятные выходные
  33. Очень дешевые материалы для детского творчества своими руками
  34. Как без денег украсить дом к Новому году
  35. Финансы и финансовые ресурсы домашних хозяйств
  36. Финансы домашних хозяйств и их роль в финансовой системе страны
  37. курсовая работа.docx

Роль женщины в семье

Основная роль женщины в семье – хранительница семейного очага. Женщина – это основа семьи. Она занимается всеми аспектами семейной жизни. Только она знает, как помочь ребенку справиться со своими проблемами, как помочь мужу принять важное решение и поддержать его в трудный период жизни.

Семья и отношения в семье для женщины имеют важное значение. Даже если у нее хорошая работа и достойный доход, но в семье не все гладко, женщина не будет чувствовать себя счастливой.

В ее обязанности входит уход за детьми, наведение порядка в доме, создание в семье гармоничной психологической обстановки. Женщине приходится совмещать воспитание детей, домашние обязанности, свою карьеру. И помочь ей в этом должен мужчина.

Если женщина не ощущает заботу и уважение своего мужа, он тоже не дождется от своей жены ответных чувств.

Что мужчина вкладывает в женщину, то и получает взамен.

Каждая женщина мечтает быть счастливой. Для кого-то счастье – это семья, для кого-то – карьера. Но если женщина счастлива, у нее получится все, о чем она мечтает.

Роль женщины в доме

Прежде всего, основное предназначение женщины – быть хорошей женой и заботливой матерью. У хорошей хозяйки всегда дома порядок, вкусно приготовлено, дома уютно и царит гармония. И это не ее обязанность, а внутреннее состояние.

Мудрая женщина принимает своего любимого мужчину таким, какой он есть и не пытается переделать его под свои мечты. Она не устраивает по пустякам скандалов. Если видит, что муж в чем-то не прав, она выскажет ему это в тактичной форме и спокойным тоном.

От женщины зависит эмоциональная атмосфера в доме. А для этого порой бывает достаточно милой улыбки и ласковых слов.

Женщина – творец, созидатель и вдохновитель.

Роль жены в семье

Быть женой – задача не из легких. Надо многое знать и много уметь. А чтобы прожить долгие годы с одним человеком и не надоесть друг другу – это вообще верх мастерства. Ведь надо ложиться спать и вставать по утрам с ним одним. Ходить на работу, решать одни и те же домашние задачи – покупать продукты, готовить, стирать, гладить. И так изо дня в день.

Некоторым такое однообразие надоедает, и они пытаются разнообразить свою жизнь на стороне.

Как такую рутину раскрасить яркими красками для мужа и себя в том числе? Как сделать, чтобы его не тянуло искать счастья в другом месте?

Согласно древним ведическим писаниям, женщина в семье должна выполнять 5 ролей. Что же это за роли?

Она должна быть с мужем и в горе, и в радости, богатстве и бедности, болезни и здравии. Жена – это соратник и союзник мужчины, его помощница, единомышленница и правая рука. Именно она напоминает ему о цели в жизни, о том, что он несет ответственность за детей и обязан научить их жить по законам жизни.

Женщина должна заботиться о муже даже больше, чем о детях. Она должна создать такой тыл, куда мужчина мог бы прийти после работы, отдохнуть и расслабиться.

Сестра

В этой роли жена с мужем равны. Они вместе что-то делают, строят планы, делятся сокровенными мыслями.

Если в роли матери жена доминирует, в роли сестры – на равных, то в роли дочери – она подчиняется.

В случае, если жена хорошо справляется с ролью матери, муж становится спокойным и уверенным. Если хорошо удается роль сестры – он становится ответственным. А ради дочери он готов свернуть горы, только бы исполнить ее капризы.

Дочь умеет быть слабой, но она умеет и слушаться, потому что, если она будет непослушной, то покровительства добиться не сможет.

Она не станет подливать масла в огонь, если муж рассержен. Главное, в это время помолчать, чтобы он успокоился.

Любовница

Эта роль интимного характера, куда не следует впускать посторонних. Об интиме можно разговаривать только с мужем.

Задача жены – превратить спальню в место, где муж сам получает удовольствие и дарит его своей жене.

Роль женщины – матери в семье

Для каждого человека мать – это святое.

Мужчина и женщина взаимодополняют друг друга. Соединяясь вместе, они образуют гармоничное целое. Женщина от природы получила право рожать детей. Ребенок является частичкой ее существования, телесного и душевного.

Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями.

Безусловно, ребенок много качеств перенимает от отца. Но мать его носит под сердцем, и это создает между ними вечную связь. Она дает ребенку нежную заботу и защиту, а отец – силу и безопасность. Любовь мамы к своему ребенку – единственная бескорыстная и безграничная любовь.

Мать нужна ребенку всегда. Материнская любовь дает ребенку чувство защищенности, безопасности, надежности.

Именно в детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, родителям, окружающим его людям. Будет ли он доверять людям, чувствовать себя уверенным, будет ли инициативным – во многом зависит от взаимоотношений отца и матери.

Традиционные роли женщины и мужчины в семье

Главой семьи традиционно является мужчина. Он всегда был кормильцем и защитником.

Но в современных условиях социального равноправия полов понятие “глава семьи” несколько видоизменилось. Очень часто во многих семьях главой семьи считается мужчина, а женщина соглашается с заведенным порядком, но незаметно подталкивает его к решениям, которые считает правильными.

Семья – базовая ячейка общества, характеризующаяся следующими признаками: добровольностью вступления в брак; стремлением к рождению и воспитанию детей; члены семьи связаны общим бытом.

Функции мужчины в семье

На мужчине лежат следующие обязанности:

  • Материальное обеспечение. Он должен зарабатывать столько, чтобы денег хватало на еду, одежду, обувь, оплату коммунальных платежей – это как минимум;
  • Защита семьи. Мужчины сильнее женщин физически. Как правило, они более эмоционально уравновешенны. Поэтому, муж не должен перекладывать на жену решение семейных проблем;
  • Выполнение бытовых функций. Мужчина должен уметь выполнять мужскую домашнюю работу – прибить в ванной полку, подключить стиральную машину, наклеить обои, постелить линолеум или ламинат и многое другое.

Кроме этого, он должен совместно с женой решать важные семейные проблемы, заниматься воспитанием детей.

Функции женщины

Семейные ценности

Что такое семейные ценности? К ним относятся передаваемые из поколения в поколение традиции. Также это все, что люди переживают у себя дома – радость, горе, трудности и проблемы, чувства, ради которых мы живем.

Семейные ценности помогают сплотить всех членов семьи.

Ценностей много и в каждой семье их рассматривают по-разному. Чем больше воспоминаний и увлечений, тем сильнее духовное родство. Есть семьи, которые продолжают дело своих предков – это учителя, врачи, военные, моряки, артисты.

И в основе их лежат любовь, доверие и уважение.

Любовь

Это самое главное в семейных отношениях. Любовь бывает разных видов: к маме, отцу, ребенку. Дети чувствуют нашу любовь. Пусть даже иногда они непослушные, балуются, но мы все равно их любим, несмотря ни на что, и стараемся защитить.

Родители – пример для детей, поэтому между мужем и женой также должны быть искренние чувства и взаимопонимание.

Доверие

Поведение ребенка – это зеркальное отражение поступков родителей. Не следует при ребенке обсуждать окружающих в негативном свете. Он все понимает и пытается повторить.

Уважение

Если вы с уважением относитесь к своим пожилым родителям, то также к вам будут относиться и ваши дети. Очень важно. чтобы это происходило постоянно, а не когда этого требует определенная ситуация.

Видео роль мужчины и женщины в семье. Кто голова, а кто шея

Я предлагаю посмотреть видео о роли мужчины и женщины в семье.

Я постаралась подробно рассказать о роли женщины в семье, семейных ценностях, традиционных обязанностях мужчины и женщины.

Если у вас остались вопросы, задавайте, и я на них отвечу.

Если статья оказалась полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

Удачи вам, дорогие читатели, и до встречи на блоге “Женщина без предела”!

Домашнее животноводство: основные виды и перспективы

Планируете организовать животноводческий или птицеводческий бизнес для масштабного производства яиц, молока или мяса? Ознакомьтесь с особенностями выращивания домашнего скота и правилами разведения предпочтительных пород. Заранее подготовив бизнес – план и оценив рентабельность такого бизнеса, фермер сможет получить желаемую прибыль!

Перед древним человеком стоял выбор – охота или приучение диких животных. И человечество сделало верный выбор, начав заниматься животноводством. Первые упоминания о таком виде деятельности, как животноводство, относятся еще к эпохе мезолита. Наскальная живопись, а также некоторые археологические находки говорят о том, что животноводством занимались повсеместно. Наиболее ясные упоминания были найдены при раскопках в Египте, свидетельствующие о том, что древний народ Нила приучил крупный рогатый скот и одомашнил птицу. На древних манускриптах более позднего периода кроме коров, мулов, коз, уток стали появляться лошади.

Изучая историю развития человечества, можно сделать вывод, что животноводство было и есть неотъемлемой частью, как и земледелие. Осознанное разведение животных и земледелие пришло на смену опасной охоте и собирательству. Этот процесс был естественным, ведь охота занятие очень опасное и не всегда удачное. Потери во время охоты не соизмеримы с получаемым результатом.

Со временем человек заметил, что если дикому животному предоставить условия, хорошо кормить и ухаживать, то оно охотно приживается, дает потомство и все необходимые продукты. Такой ценной находкой оказались коровы, которые давали каждодневное молоко. Человек научился ухаживать за этим видом, получая с каждым новым приплодом все лучшие характеристики потомства. С таким же успехом люди научились выращивать в домашних условиях коз и овец, которые давали очень ценную шерсть для изготовления одежды. Птицы, которых одомашнил человек, давали калорийные и полезные яйца.

Тысячелетняя работа по одомашниванию диких животных привела к тому, что на сегодняшний день современная цивилизация умеет выращивать около сорока видов животных как в домашних условиях, так и в промышленных масштабах.

Животноводство в домашних условиях было превалирующим на большей территории современной России. Именно разведение скота в домашних условиях, как и индивидуальное земледелие. Было основой сельскохозяйственного комплекса страны. Отдельные хозяйства, в которых содержалось небольшое количество животных, преобладало и в Европе. Так, содержать одну корову или козу было проще и выгодней, чем стадо. Однако для выпаса животных все равно приходилось объединяться.

Домашнее животноводство и птицеводство

Разведение скота и других животных в домашних условиях имеет свою специфику и отличается от промышленного. Такой род деятельности требует от человека определенных знаний и навыков. В России, как уже говорилось, животноводство является историческим видом деятельности, у нас накоплен огромный опыт в этой области, который передается из поколения в поколение.

Современное домашнее животноводство использует все лучшие технологии, разработанные для промышленного разведения. Такая интеграция привела к тому, что домашнее животноводство стало более прогрессивным – теперь россияне могут выращивать большее поголовье, а также заниматься разведением редких видов.

Традиционными домашними животными считаются крупный рогатый скот – коровы, быки, мулы и другие. Коровы дают ценный продукт – молоко, из которого делают мягкие и твердые сыры, а также кисломолочные продукты. Содержание коровы – это достаточно выгодное предприятие, позволяющее обеспечить продуктами питания собственную семью. Поголовье в несколько голов позволяет производить молочную продукцию на продажу, обеспечивая нужды семьи. Для сельских районов России животноводство, когда семья содержит поголовье домашних животных, традиционное явление.

Также принято содержать свиней, которые дают ценное мясо, кроликов, овец, коз и, конечно же, кур и гусей. Ценится на рынках и мясо гусей и индюков, выращенных в домашних условиях.

Важным продуктом животноводства, получаемым при домашнем разведении, является мед. Пчеловодство, как правило, не носит промышленный характер, и практически полностью ложится на долю домашнего животноводства.

Проезжая через любое село России, можно обратить внимание на количество кур, гусей, уток и индюков – их много и они спокойно гуляют. Без домашней птицы село представить себе невозможно, это главный атрибут любой сельской местности. И если горожане уже забыли, что такое крик петуха на рассвете, то для сельских жителей это остается самым верным будильником. Домашнее птицеводство – повсеместно распространенный вид животноводства в индивидуальных хозяйствах.

Очень часто встречается в домашних условиях разведение кроликов. Диетическое мясо и качественный мех, которые дают эти животные, высоко ценятся на рынках сбыта.

Какие домашние животные животноводства бывают?

В индивидуальном животноводстве бывают следующие домашние животные:

  1. Крупный рогатый скот. Коровы и быки, мулы и другие крупные парнокопытные – необходимы для производства молока и ценного мяса. Молоко и продукты из него, такие как твердые и мягкие сыры, кисломолочная продукция являются основным элементом рациона современного человека. Без этих продуктов, содержащих натуральный белок и множество полезных микроэлементов, невозможно полноценное питание как взрослого человека, так и детей. Молоко .произведенное в домашних условиях всегда ценилось выше, ведь корм и уход за единственным животным в хозяйстве намного качественнее, чем в стадах на фермах. Домашнее животное не подвергается действию большого количества медицинских препаратов, например, антибиотиков. На фермах животным вынуждены давать препараты в профилактических и лечебных целях, поскольку инфекциям и вирусам подвержено все стадо. Считается, что домашняя корова лучше питается, выпасается на участках, где ей никто не мешает. Поэтому домашнее молоко всегда большей жирности и более питательно.
  2. Свиноводство. Домашнее содержание свиньи также имеет свои плюсы. Если корова питается исключительно растительной пищей, то свиньи всеядны. В домашних условиях такое животное получает полноценное питание и мясопродукты из в этом случае имеют превосходные вкусовые характеристики.
  3. Козоводство. Козы дают отличное молоко, а также ценятся своей очень теплой шерстью. Коз чаще всего разводят именно в индивидуальных хозяйствах, а продукцию реализуют на рынках.
  4. Овцы и бараны также чаще встречаются в домашнем животноводстве. Ценятся за диетическое мясо и прекрасную шерсть.
  5. Пушное звероводство. В домашнем животноводстве ради ценного меха чаще всего разводят кроликов, нутрий, норку и песцов. Этот вид разведения животных снабжает производителей верхней одежды ценным мехом.
  6. Разведение кур, гусей, уток, индюков. Домашнее птицеводство, как уже говорилось, снабжает потребителя яйцами и диетическим мясом. Производство домашних яиц очень выгодно, ведь такая продукция реализуется быстро и за большую цену. Птица, выращенная на свободе и получающая более питательный рацион, обладает лучшими характеристиками и вкусовыми качествами.
  7. Разведение лошадей. Как ни странно, но для современной России все так же актуален вопрос живой тягловой силы и разведение лошадей в индивидуальных хозяйствах эту проблему решает. Лошади используются в спорте, в сельском хозяйстве, да и просто для души, как говорят. Хорошая лошадь всегда ценилась и была важным атрибутом прочного хозяйства.
  8. Пчеловодство. Производство меда – выгодное занятие, которым чаще всего занимаются индивидуально. На небольших пасеках пчелам уделяется большее внимание, за счет чего характеристики меда улучшаются.

Каких животных лучше разводить в домашних условиях

Как уже говорилось, разведение крупного рогатого скота наиболее распространено. Однако, это не значит, что любой желающий сможет заниматься домашним животноводством. Для этого нужно обладать определенными знаниями и навыками. Во-первых, нужно грамотно рассчитать свои силы, соизмерить возможности. Необходимо понимать, как при оптимальных кормовых затратах, например, получать высококачественную продукцию. Какие породы животных заводить, чтобы отдача была максимальной? Как содержать и как кормить, как ухаживать за молодняком и как лечить? Поэтом, прежде чем принять для себя такое решение, необходимо обзавестись для начала нужными знаниями.

Наиболее простыми для содержания считаются куры. Эта птица неприхотлива и при достаточном питании, а это зерно, способна переносить холода или перепады температуры без потерь. Более серьезным шагом будет решение завести корову или свинью. Без консультации специалистов, которые помогут выбрать животное, а также без капитальных вложений, такое мероприятие может быть обречено. Разведение кроликов, нутрий и других пушных зверей не отличается особой затратностью и приобретает все большую популярность в России.

Содержание коз также достаточно выгодно, ведь козье молоко питательное и хорошо ценится на внутреннем потребительском рынке.

101 способ сымитировать обморок:

Первые женские школы, которые появились в России во второй половине XVIII века, были закрытыми пансионами: воспитанницы поступали туда в 5–8 лет, а покидали их уже взрослыми и зачастую совершенно не приспособленными к жизни в реальном мире. Вспоминаем, как были устроены институты благородных девиц и чему там учили.

Институтки на самоизоляции

До Екатерины II женского образования в России фактически не существовало: девочки довольствовались домашним обучением. Открывая в 1764 году первую женскую школу (Воспитательное общество благородных девиц, более известное как Смольный институт), Екатерина настояла на том, чтобы заведение было закрытым, то есть чтобы ребенка забирали из семьи в 5–6 лет и возвращали уже сформировавшейся личностью. И это не было пустым капризом: как указывают исследователи Эдуард Днепров и Раиса Усачева в своей книге «Женское образование в России», императрица была твердо убеждена, что общество и семья заражают детей своими пороками, и из такого «зараженного» ребенка, как ни старайся, невозможно создать гражданина нового типа. Избавиться от тлетворного влияния среды, по ее мнению, можно было только вырвав из нее полностью. Именно поэтому интернатная традиция определила путь развития женского образования в России: в ближайшие сто лет почти единственным типом среднего женского учебного заведения будет закрытый институт. «Открытые» женские гимназии появятся в Российской империи только во второй половине XIX века.

Так, в Смольном институте — первом в России учебном заведении для женщин — обучение начиналось с шестилетнего возраста (только много позже нижняя граница сдвинется на три года, и в Смольный начнут принимать девочек 8–9 лет), длилось оно 12 лет. Все родители подписывали документ, что до конца срока «ни под каким видом детей обратно требовать не станут» и «через всё время пребывания дочерей в Воспитательном обществе от всякого попечения о них свободны». Такие же правила действовали в других женских институтах: это была практически монастырская изолированность.

«Хорошо еще, — писала выпускница Екатерининского института Н. М. Ковалевская в „Воспоминаниях старой институтки“, — если родители или родственники жили в Петербурге и могли навещать девочку.

А бывало и так: родители привезут восьмилетнюю дочь и уезжают обратно к себе за тысячу верст, и только по окончании являются взять из института уже взрослую девушку. При мне были такие случаи, что ни дочь, ни мать с отцом не узнавали друг друга.

То, что не отпускали нас из института ни при каких семейных обстоятельствах, я испытала на себе. За четыре месяца до выпуска я имела несчастье потерять отца, жившего в окрестностях Петербурга, и меня не отпустили отдать последний долг горячо любимому отцу…»

Те, кому повезло иметь родственников в Петербурге, встречались с ними исключительно в стенах института под присмотром классных дам; через их же руки проходили все письма девочек родным.

Воспитанниц не отпускали домой даже на летние каникулы.

«Лето мы проводили в нашем огромном саду, обнесенном со стороны Невы высокой каменною стеной, а с другой стороны зданиями Смольного, — вспоминала смолянка М. С. Угличанинова. — Один раз в лето нас водили попарно в Таврический сад, отстоящий недалеко от Смольного, по улицам тогда еще плохо застроенным, так что мы почти никого не встречали. Но все-таки в ограждение нас по бокам шли полицейские, и в это время в Таврический сад никого из посторонних не пускали».

Придя в Таврический сад, девочки большей частью ходили попарно, а потом так же попарно, в окружении полицейских, возвращались домой.

«Вот почему, — писала о результатах такой изоляции бывшая смолянка Елизавета Водовозова в книге „На заре жизни“, — после окончания институтского курса большая часть ее понятий были нелепы, ее страх безрассуден, отношение к обыденной жизни подчас просто комично.

Она идет по улице, а с противоположной стороны навстречу ей приближается мастеровой под хмельком, — она с ужасом бросается в сторону; поползет по руке червяк, сядет насекомое — она с визгом несется куда глаза глядят.

Многие из воспитанниц после выпуска были убеждены в том, что если кавалер приглашает во время бала на мазурку, это означает предварительное сватовство, за которым последует формальное предложение. Одна институтка, прождав напрасно в продолжение нескольких дней своего кавалера в бальной мазурке, была так скандализирована этим, что бросилась к своему брату-офицеру, умоляя его выйти на дуэль и стреляться с человеком, по ее мнению, опозорившим ее».

Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц

Если Екатерина II действительно мечтала, чтобы институты воспитывали «новую породу отцов и матерей», и соответствующим образом строила учебную программу, то уже при ее невестке Марии Федоровне, взявшей всё женское образование России в свои руки на много десятилетий, произошел откат назад. Екатерина пыталась сделать женское образование частью общей школьной системы; жена Павла I, напротив, видела его отраслью, никак с этой системой не связанной.

Мария Федоровна считала, что достойным и полезным членом общества женщина могла стать только в качестве хозяйки и матери семейства, поэтому и женское образование становилось не общим, а «профессионально женским».

«При императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план», — утверждал историк педагогики П. Ф. Каптерев.

Настольным пособием у директрис женских учебных заведений в те годы была книга И.-Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери»: именно она, по утверждению Днепрова и Усачевой, определила воспитательное кредо женского образования в России. Кампе (а вслед за ним руководительницы женских институтов) считал, что назначение женщин — быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства».

Ученость для женщины, по мнению Кампе, зло, «подлинная язва душевная»:

«На что женщине обширные и глубокие сведения, если она не может употребить их на пользу ни в кухне, ни в кладовой, ни в кругу своих приятельниц? Не было примера, чтобы ученость женщины послужила ей на пользу. Мужу такой жены не нужно».

Именно по такому принципу строилась учебная программа всех женских институтов того времени. В учебном плане, составленном Марией Федоровной в 1787 году собственноручно (а она вообще вникала во все сферы работы женских школ — от программы уроков до закупочных цен на еду и найма сотрудников), на первом месте стояли иностранные языки и закон Божий.

В младшем возрасте на обучение иностранным языкам отводилось от 18 до 30 часов в неделю; на географию, историю и арифметику оставалось лишь по одному уроку в неделю; зато два часа посвящалось танцам, десять — музыке и рукоделию.

В старшем возрасте воспитанницам дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика. (Это программа для «дворянских» отделений институтов; в «мещанских» программа была проще и утилитарнее.)

Многочисленные наставления, составленные императрицей и директрисами заведений, проливают свет на то, как именно преподавались эти предметы. Так, при изучении истории надо было учитывать, что «чувствительной женщине мало дела до того, сколько человек погибло в том или ином сражении, и им следует знать только то, что повлияло на домашнюю жизнь». А преподавая физику, следовало ограничиться «некоторыми свойствами тел и явлениями в природе, которые могут пригодиться в обыденной жизни или будут полезны для воспитания будущих детей: сведениями о дожде, снеге, граде и т. п.».

Не лучше преподавалась и литература: как вспоминает Елизавета Водовозова, при встрече с братом она «с гордостью отвечала ему, что Лермонтов изложен у нас на восемнадцати страницах, а Пушкин даже на тридцати двух».

«Из ответов, которые я давала брату, он пришел к правильному заключению, что я не читала ни одного произведения наших классиков».

Основным предметом обучения был французский: более того, Мария Федоровна требовала, чтобы другие предметы — например, география или история — преподавались по-французски. Доходило до смешного.

Во время восстания декабристов начальница Патриотического института, заслышав пальбу из орудий, сказала воспитанницам: «Это Господь Бог наказывает вас, девицы, за ваши грехи; самый главный и тяжкий грех ваш тот, что вы редко говорите по-французски и точно кухарки болтаете по-русски». Девочкам пришлось перед иконами клясться не употреблять русского языка в разговорах.

В целом «за преподаванием зорко следили, чтобы не было какого опасного веяния и чтобы хоть кончик не был приподнят той завесы, отделяющей нас от мира, который был за нашими стенами», — писала бывшая смолянка М. С. Угличанинова в «Воспоминаниях воспитанницы сороковых годов».

Что воспитанницы действительно умели в совершенстве — так это шить, штопать и рукодельничать (за состоянием собственной одежды им, как правило, приходилось следить самим, хотя девочки побогаче могли делегировать эту обязанность). Учили их и другим полезным в хозяйстве навыкам, хотя зачастую и это обучение оказывалось полностью оторванным от реальности.

Вот как, по воспоминаниям Елизаветы Водовозовой, проходили кулинарные уроки в Смольном институте:

«Девицы старшего класса, соблюдая очередь, по пяти-шести человек ходили учиться кулинарному искусству. К их приходу в кухне уже всё было разложено на столе: кусок мяса, готовое тесто, картофель в чашке, несколько корешков зелени, перец, сахар. Но такие кулинарные упражнения не могли, конечно, научить стряпне и были скорее карикатурою на нее. Воспитанницы так и не видели, как приготовляют тесто, не знали, какая часть говядины лежит перед ними, не могли познакомиться и с тем, как жарят котлеты, для которых они рубили мясо. Кухарка смотрела на это как на дозволенное барышням баловство и сама ставила кушанье на плиту, опасаясь, чтобы они не обожгли себе рук или не испортили котлет».

Институты строгого режима

Порядки в российских женских институтах не слишком отличались от того, что описывала Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» — разве что кормили девушек получше и телесных наказаний к ним не применяли. Подробное описание режима смолянок оставила Елизавета Водовозова:

«Как только в шесть утра раздавался звонок, дежурные начинали бегать от кровати к кровати, стягивали одеяла с девочек и кричали: „Вставайте! Торопитесь!“ Вся институтская жизнь распределялась по звонку: звонок будил нас от сна, по звонку шли к чаю, по звонку мы должны были рассаживаться по партам и ждать учителя, с звонком его урок оканчивался и начиналась рекреация, звонок извещал о необходимости идти в столовую».

Почти всё время девочки мерзли, особенно ночью: две простыни и легкое одеяло с вытертым ворсом едва защищали от холода огромного дортуара, где температура зимой под утро составляла не более восьми градусов; при этом накрываться сверху одеждой было строго запрещено.

Еда была довольно скудной.

«В завтрак нам давали тоненький ломтик черного хлеба, чуть-чуть смазанный маслом и посыпанный сыром, — вспоминает Водовозова. — Иногда вместо сыра на хлебе лежал тонкий, как почтовый листик, кусок мяса, а на второе мы получали порцию молочной каши или макарон. В обед — суп без говядины, на второе — небольшой кусочек поджаренной из супа говядины, на третье — драчена или пирожок с вареньем. Вечером полагалась одна кружка чаю и половина французской булки. И в других институтах того времени, сколько мне приходилось слышать, тоже плохо кормили».

Девочкам, имевшим родных неподалеку, везло больше: их подкармливали родители.

Учеба занимала почти всё время воспитанниц; досуга почти не было.

«С 9 до 12 две смены учителей, — описывала Н. Ковалевская расписание Екатерининского института, — потом обед, с 2 до 5 опять уроки, в 5 — чай, то есть хлеб с квасом; до 6 — свободны поболтать часок, с 6 до 8 вечера — приготовление уроков, в 8 — ужин и спать».

Иногда, впрочем, в суровых буднях воспитанниц случались праздники: балы, концерты, визиты членов императорской фамилии, которые посещали подведомственные учреждения довольно часто.

На что времени всегда хватало — так это на религиозное воспитание. По воспоминаниям бывших институток, во все воскресные, праздничные дни, а особенно в Великий пост, воспитанницы посещали церковь — иногда по два раза в день.

«Церковными службами нас так утомляли, что многие воспитанницы падали в церкви в обморок, — вспоминает Водовозова. — Непосильное утомление заставляло многих употреблять все средства, чтобы избавиться от посещения церкви, но так как этого добивались решительно все, то между нами обыкновенно устанавливалась очередь (сразу не более трех-четырех в дортуаре), которая давала право заявить дежурной даме о том, что они не могут идти в церковь по причине зубной, головной или другой какой-нибудь боли».

Водовозова пишет, что благодаря этим порядкам к старшим классам большинство воспитанниц блестяще умели имитировать обмороки: «задерживая дыхание, они бледнели, тряслись, вскрикивали, как будто внезапно теряли сознание, ловко падали на пол, даже с грохотом, не причинив себе ни малейшего вреда».

Те, кто так и не смог овладеть этим искусством, покупали у сторожа махорку, которую в нужный момент незаметно засовывали за щеки, — у них начиналась рвота, и их выводили из церкви.

Дисциплина в институтах была предельно строгой.

«Нас доводили в особенности „тишиной“, — писала выпускница Московского Екатерининского института С. Хвощинская. — Чуть шорох или смех в классе — и виновная уже у черной доски; слово в оправдание — и она без передника; шепот неудовольствия — и весь класс на ногах или без обеда».

Телесные наказания к воспитанницам обычно не применялись, но вместо них использовались другие унизительные способы поставить провинившейся на вид. «Для нас, маленьких, было одно позорное наказание: кто не умел хорошо носить туфли и стаптывал их, ту ставили за черный стол в чулках, а стоптанные туфли ставили перед наказанной на всеобщее обозрение», — вспоминала выпускница Киевского института благородных девиц М. Воропанова и добавляла, что ей приходилось ходить чуть ли не на цыпочках, чтобы не повторить участи наказанных.

С 1850-х годов женские институты перестали быть единственной возможностью для девушки получить образование. Стали появляться женские училища и гимназии, где обучение, конечно, всё еще отставало от «мужского», но было уже куда более достойным, а учениц больше изолировали от мира. Хотя и школы-пансионы никуда не делись: они просуществовали до самой революции, продолжая ежегодно выпускать в мир партии «кисейных барышень».

Пять источников экономии в домашнем хозяйстве – практичные идеи для пополнения бюджета

Если расходы превышают доходы, но нет возможности увеличить заработок, придется сокращать расходную часть! Сделать это реально.

Способы экономии электроэнергии

Больше всего дорогостоящего электричества потребляют нагревательные приборы: электроплитка, электрочайник, бойлер, утюг, тепловентиляторы, нагрев воды в стиральной машинке. Попробуйте использовать такие рекомендации:

  1. Достаньте с антресолей большой бабушкин термос и наполняйте его кипятком с утра.Приготовьте заварку в небольшом чайнике. В течение дня вам практически не придется пользоваться электрочайником: просто налейте в чашку немного заварки и дополните кипятком из термоса. Также кипятком можно заливать продукты в начале готовке, что очень экономно: даже на закипание литра воды электрочайник использует меньше электричества, чем электроплитка.
  2. Утеплите снаружи бойлер хотя бы простым термоизолом, который продается в любом строительном магазине. Он будет медленнее остывать, и как результат вам придется реже его включать.
  3. То же и ванной: если покрыть наружную часть ванны по всей поверхности термоизолом или аккуратно обклеить ее нарезанным по форме небольшого прямоугольника листовым пенопластом, она будет заметно дольше сохранять высокую температуру воды, и вы сможете экономнее использовать и воду, и бойлер.
  4. Когда готовите еду, например, картошку, можете смело выключить электроплитку за десять –двенадцать минут до готовности: картошка имеет свойство «доходить» до нужного уровня разваренности благодаря способности долго сохранять температуру: неспроста именно ее рекомендовалось использовать в бабушкиных рецептах ингаляции.
  5. Убедитесь, что ваш холодильник стоит, по возможности, в наиболее холодном месте жилища: чем прохладней окружающая среда, тем меньше он тратит электричества на то, чтобы создать низкую температуру внутри камеры. Если у вас закрытый балкон – это идеальное место для холодильника. По крайней мере, разумно поставить его как можно ближе к балконной двери.
  6. Сделайте установку на компьютере вступать в спящий режим каждый раз, когда вы не пользуетесь им больше пяти минут: вы удивитесь, увидев, как часто ваш в компьютер включен без дела. Между тем, в это время он потребляет электричество, особенно если у вас старый громоздкий монитор.
  7. Если стиральная машина имеет возможность ручной поставки воды, это ваш шанс: после принятия душа используйте оставшуюся теплую воду: в стиральных машинах есть термометры, и при достаточной температуре залитой воды, машинка не будет включать нагрев.
  8. При возможности замените те лампы накаливания, которые вы используете чаще и дольше других, экономичными лампами. Вопреки слухам об их невыгодности, они действительно потребляют намного меньше, а служат – дольше.

Экономия на одежде: новое из старого

Для того что бы заметно экономить в одежде, не нужно многого: достаточно желания, творческого настроения, и немного опыта в шитье. Пересмотрите всю одежду и отберите неудобные, ненужные, старые, и просто скучные вещи. Вот несколько направлений для творческих полетов к экономии в домашнем хозяйстве:

  1. Скучные, устаревшие, немодные или неудобные «официальные» костюмы можно перекроить на простые сумки для похода в магазин. Их тонкая, но прочная и легкая в пошиве ткань, отлично для этого подойдет. Так вы не будете каждый раз платить за пакет.
  2. Одежда из шерстяных и полушерстяных тканей – настоящие сокровища. Их можно перекроить на простые жилетки, домашнюю обувь — «чуни» и «следки», сделать модные сейчас гетры, утепляющий пояс для спины. А еще можно из старой шерстяной юбки сшить очень милое и практичное платье-сарафан для девочки дошкольницы. Для этого нужно составить простую выкройку по любой майке или футболке ребенка, удлинив сарафан до колен. Украсить готовое изделие можно бусинами или кружевом, но особенное эффектно смотрится небольшой цветок из шерсти, созданный путем мокрого валяния – занимает всего 15 минут, и является самым бюджетным способом декорировать любую одежду и головной убор. Также можете сделать по нашим МК цветок мальвы из кожи или связать крючком простую аппликацию.
  3. Из разной ненужной одежды можно так же собственноручно делать настенные органайзеры, половики, матрасики для стульев, коврики, тапочки для дома, что тоже поможет сохранить лишнюю денежку.

СПА салон на дому: экономные и приятные выходные

Хотите бюджетный вариант целого комплекса косметических процедур? Легко! Достаточно выбрать выходной и заранее подготовить средства. Вам понадобится то, что уже есть у на кухне и человек, готовый сделать вам массаж. Хотя второе необязательно. В списке очищение, увлажнение и питание лица и волос, пилинг и антицеллюлитные процедуры для проблемных зон, расслабляющая ванна и массаж с маслом домашнего приготовления.

  1. Для подготовки лица к пилингу увлажните его по всей поверхности ватой, пропитанной перекисью водорода. Перекись прекрасно разрыхляет слой отмерших клеток, что сделает работу пилингующих средств эффективнее.
  2. Сначала используйте как средство пилинга кофейную гущу: в ней более крупная фракция, которая снимает первый грубый слой ненужных отложений на коже. Круговыми движениями втирайте кофе ото лба к подбородку, уделив этой процедуре не менее 5 минут.
  3. Для того чтобы мягко очистить лицо во втором этапе, используйте чайную ложку соды и пять таблеток активированного угля. Из этих ингредиентов приготовьте кашицу, которую также втирайте в кожу в течение 5 минут.
  4. Затем сделайте питательную маску на свой выбор: из чая, овсянки и меда, абрикосов, яйца и фруктовой кашицы, сметаны и огурца или любой другой смеси.
  5. Для восстановления волос проведите эксперимент: вымойте волосы без шампуня, но сухой горчицей, затем сделайте яичную маску, и наконец, прополощите в отваре крапивы.
  6. Для пилинга проблемных зон с антицеллюлитным эффектом используйте смесь из сухой горчицы и меда – похлопывающими движениями нанесите ее на участки кожи и массируйте в течении пяти – десяти минут. Затем оберните бедра и живот обычной пищевой упаковочной пленкой, лягте под одеяло и посмотрите кино. После этого смойте маску.
  7. Наполнив ванну теплой водой, растворите в ней полстакана морской соли, добавив несколько капель любимого эфирного масла, и погрузитесь в удовольствие на полчаса.
  8. Домашнее масло для массажа делается так: на водяной бане в течении получаса выдерживается 250 мл оливкового или качественного растительного масла с добавлением горсти сухого зверобоя. Это масло имеет специфический характерный запах, но очень хорошо делает кожу эластичной и упругой.
  9. Не покупайте косметику в дорогих магазинах, многие товары без громких бредов стоят дешевле. Мы уже писали о том, как экономить на косметике.

Очень дешевые материалы для детского творчества своими руками

Чтобы занятия с детьми не разорили семейный бюджет, попробуйте заменить покупные материалы самодельными. Они не только дешевые, но и экологичные.

  1. Масса для лепки – соленое тесто. Вам нужна соль «экстра» (обычная поваренная не подойдет), мука, и клей ПВА. Стакан муки и полстакана мелкой соли качественно смешать. Добавить столовую ложку клея. Старательно обомните тесто: оно не должно липнуть к рукам. Для детей младшего возраста можно разделить тесто на кусочки и добавить разные пищевые красители. Детям постарше высохшие поделки будет интересно покрасить вручную – гуашью. Подробнее об этой технике читайте здесь, а когда освоите лепку, попробуйте сделать денежного ежика.
  2. Домашние краски для росписи стекла. Налейте клей ПВА в несколько маленьких емкостей и добавьте в каждую пищевой краситель. После этого полученными красками можно нанести рисунок на полиэтиленовый пакет или пленку и оставить высыхать через два дня вы легко сможете его снять и прикрепить на любую стеклянную поверхность: полупрозрачный и яркий рисунок держится сам.
  3. Цветная манная крупа для рельефного рисунка. Разделив крупу на порции, добавьте немного подкрашенной пищевыми красителями воды. Далее разложите манку тонким слоем и дайте высохнуть в очень теплом месте. После этого вы снова сможете сделать ее сыпучей, если просто разотрете руками. Теперь нужно нанести тонким контуром клея рисунок на любую поверхность и щедро засыпать полосы манной крупой. Дальше стряхните рисунок над подносом, и полюбуйтесь прекрасной поделкой: цветная манка прилипнет на клей, сделав нанесенное им изображение цветным и рельефным.

Другие советы о том, как экономить на детях, ждут вас здесь.

Поделки из соленого теста

Как без денег украсить дом к Новому году

Декор дома к Новому году актуальная тема в предпраздничный суете, но лучше потратить деньги на деликатесы, а украшения смастерить своими руками. Несколько способов сделать это максимально экономно:

  1. Все знают о бумажных снежинках на окнах, но эту технологию можно использовать и для чудесного атмосферного подсвечника с настоящим театром теней: на обычную полулитровую стеклянную банку наклейте вырезанные из бумаги «сугробы» (широкие волнистые полосы, клейте понизу) и «деревья», например, ели. Можно вырезать сразу целые контурные пейзажи с животными. Когда вы зажжете свечку внутри банки – у вас будут прекрасные рисунки на фоне огня и красивые тени.
  2. Гирлянды из подручных материалов: скорлупки ореха, склеенные заново с добавлением петельки из ниток, покрашенные золотой краской, очень декоративны. Высушенные сердечки из корки цитрусовых еще и ароматны. Всевозможные бусины из рассыпавшихся бус, природные материалы от шишек и каштанов до желудей, обновленные старыми лаками для ногтей или золотой краской, отлично подойдут.
  3. Новогодние композиции: снеговики из разнообразных материалов, от носков и белого пластилина, до соленого теста и ваты с клеем ПВА. Прекрасные елки из картона в форме конуса, украшенные гирляндой из бисера или бусин. Золотые звезды из обычного картона или фольги.
  4. Венки из природных материалов, из веток вечнозеленых или лиственных деревьев, эффектно позолоченных или посеребренных при помощи лака нужного цвета.
  5. Новые ароматные и цветные свечи из остатков старых свечей. Нужно собрать остатки, разделить на части и растопить отдельно, добавляя в каждую порцию маленький кусочек воскового карандаша другого цвета и несколько капель арома-масла. Затем в прозрачный стакан устанавливается фитиль из нитки, и поочередно заливаются слои из разных цветов. Конечно, предыдущий слой должен успеть затвердеть, иначе свечка будет иметь мраморный вид, а не вид полосатой «зебры».

Снеговики из носков

Как видите, найти источники экономии в домашнем хозяйстве совсем несложно, главное — проявляйте смекалку и творчески подходите к процессу.

Автор: Ахмедова Карина специально для интернет-журнала Женские увлечения.

Финансы и финансовые ресурсы домашних хозяйств

Важным экономическим субъектом в рыночной экономике вы- ступает домашнее хозяйство (домохозяйство), которое представлено либо отдельным физическим лицом, либо группой лиц, проживающих совместно и коллективно ведущих хозяйство, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни, согласовано принимающих экономические решения.

Большинство домохозяйств представляют собой семейные домохозяйства. Но в отличие от семьи домохозяйство может быть представлено одним человеком или может содержать в своем составе людей, не состоящих в кровном родстве или свойских отношениях. О роли домашних хозяйств свидетельствует то, что в сфере личного потребления расходуется значительная часть создаваемого в обществе валового внутреннего продукта, домашние хозяйства являются активными участниками финансового рынка, т.е. они выступают и как потребители произведенных в обществе благ и услуг, и как поставщики финансовых ресурсов.

Согласно официально используемой в Российской Федерации Системе национальных счетов (СНС) домашнее хозяйство является самостоятельным сектором экономики. Поэтому денежные отношения, возникающие у домохозяйства в процессе формирования и использования у них доходов, поступлений, накоплений, образуют самостоятельную сферу финансовых отношений — финансы домашних хозяйств.

Домашние хозяйства, создаваемые с целью производства товаров, работ и услуг для обмена, реализации, должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если такое домохозяйство не привлекает наемных работников, то весь получаемый доход от предпринимательской деятельности, за вычетом обязательных налогов и погашаемых финансовых обязательств перед контрагентами, остается в распоряжении данного домохозяйства.

Вместе с этим для расширения семейного бизнеса домохозяйство может привлекать наемных работников. Однако в этом случае не создается коммерческая организация, а индивидуальный предприниматель выступает в качестве работодателя, выплачивает нанятым работникам заработную плату, уплачивает страховые взносы за них, удерживает налог на доходы физических лиц.

В состав такого домохозяйства могут также входить лица, работающие по найму в других экономических субъектах, а также лица, не получающие дохода по различным причинам и получающие социальные трансферты (например, пенсионеры, временно неработающие физические лица — безработные, студенты, несовершеннолетние дети).

Домохозяйства, которые получают разовые доходы от продажи собственности, не регистрируются как индивидуальные предприниматели, а учитывают эти доходы в составе совокупного дохода, уплачивая в связи с этим все необходимые обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы. Некоторые домохозяйства могут состоять только из наемных работников, а кроме того, у них могут находиться на иждивении нетрудоспособные члены домашнего хозяйства. В отдельных домохозяйствах их члены могут состоять только из нетрудоспособных граждан, получателей социальных трансфертов. Состав домохозяйства оказывает влияние на формирование, распределение и использование финансовых ресурсов этого экономического субъекта.

Домохозяйства могут осуществлять деятельность на финансовом рынке без регистрации предпринимательской деятельности. Например, они могут быть пайщиками в паевых инвестиционных фондах, выступать страхователями в личном и имущественном страховании, размещать временно свободные финансовые ресурсы во вклады коммерческих банков, приобретать ценные бумаги у организаций и публично-правовых образований и т.д.

Отдельные домохозяйства могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью как профессиональные участники финансового рынка — брокеры, дилеры, страховые агенты и т.д. Домохозяйство, как особый участник финансовых отношений, вступает в финансовые отношения с другими субъектами рынка, в процессе которых формируются доходы, поступления, накопления (финансовые ресурсы домохозяйства). На рисунке 4.1 представлены группы финансовых отношений, возникающих у домохозяйства в целях финансового обеспечения деятельности, личного и семейного потребления, выполнения финансовых обязательств.

Первая группа отношений домохозяйства возникает в процессе формирования общего (семейного) бюджета, его распределения и последующего использования в целях обеспечения каждого члена домохозяйства ресурсами, необходимыми для поддержания жизни.

— по поводу формирования и использования накоплений и сбережений. Домохозяйство принимает решения о направлении финансовых ресурсов на приобретение финансовых активов, осуществлении вкладов в коммерческие банки, заключении договоров страхования, доверительного управления денежными средствами и т.д.

Вторая группа отношений возникает у домохозяйства с другими субъектами хозяйствования — коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями. С коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) они возникают по поводу размещения временно свободных финансовых ресурсов домохозяйства с целью получения дополнительного дохода; передачи части рисков домашнего хозяйства специализированным страховым компаниям и уплаты страховых взносов; предоставления (получения) кредита, скидок с цены реализации, получения (уплаты) штрафов, пени за нарушение хозяйственных договоров, купонного дохода по корпоративным облигациям.

Домохозяйства могут получать от организаций-работодателей премии, подарки, материальную помощь в денежной форме. Члены домохозяйства могут вносить членские взносы с целью создания некоммерческих организаций. Также некоммерческие организации могут получать от домохозяйства денежные средства в виде пожертвований.

Отношения домашнего хозяйства с публично-правовыми образованиями объединены
в третью группу. Все домохозяйства уплачивают налоги и другие обязательные платежи в бюджеты, страховые взносы во внебюджетные фонды (если являются индивидуальными предпринимателями, выступают в качестве работодателей или осуществляют выплаты в пользу других физических лиц). По отдельным налогам домохозяйства могут воспользоваться льготами (снижением ставки налога, освобождением от уплаты налогов, уменьшением налоговой базы, получением рассрочки или отсрочки уплаты налогов и др.).

В эту группу включаются также отношения домохозяйства по поводу получения различных социальных трансфертов: пенсий, стипендий, субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. В рамках финансовой поддержки домашние хозяйства, включающие индивидуальных предпринимателей, могут получать средства из бюджетов бюджетной системы: субсидии, гарантии. Такие средства предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Для данной категории домохозяйств средства из бюджетов могут предоставляться по поводу оплаты государственного (муниципального) заказа. Органы государственной власти, органы местного самоуправления могут выступать в качестве гарантов по обязательствам индивидуальных предпринимателей. В финансовые взаимоотношения домохозяйство вступает с публично-правовыми образованиями по поводу приобретения (погашения) государственных (муниципальных) ценных бумаг и получения дохода по ним.

с наемными работниками, если таковые имеются, образуют четвертую группу отношений, которые возникают при распределении доходов домашнего хозяйства в пользу работников. К ним относятся выплата премий, материальной помощи работникам, уплата страховых взносов по добровольному медицинскому, пенсионному страхованию, оплата за счет средств домохозяйства расходов на отдых, лечение наемных работников.

Пятую группу финансовых отношений составляют отношения домашнего хозяйства с другими домашними хозяйствами. Эти отношения возникают по поводу предоставления (возврата) заемных денежных средств, получения подарков в денежной форме, наследования и др.
Все рассмотренные выше отношения сопровождаются движением денежных средств, связаны с их распределением (или перераспределением) и формированием у одного из участника доходов, поступлений и накоплений, т.е. обладают всеми специфическими чертами, характерными для финансов. Поэтому можно дать следующее определение финансов домашнего хозяйства.

Финансы домашнего хозяйства представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у домохозяйства в процессе формирования доходов, поступлений и накоплений и последующего их использования с целью финансового обеспечения деятельности, личного и семейного потребления и выполнения финансовых обязательств.

Особенностью финансов домашних хозяйств является то, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентируется государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования доходов, направлениях использования общего (совокупного) бюджета. В условиях рыночной экономики публично-правовые образования имеют незначительное число инструментов прямого влияния на финансы домашних хозяйств — налоги, социальные трансферты.

Вместе с тем на общий объем финансовых ресурсов домохозяйства оказывает влияние проводимая государственная социальная политика и политика стимулирования развития малого бизнеса. С помощью косвенных методов финансового регулирования на экономические и социальные процессы возможно создание условий для развития и усиления роли домашних хозяйств в финансовой системе страны (более подробно это раскрывается в параграфе 7.3 настоящего учебника).

Другой особенностью финансов домашнего хозяйства является то, что финансовые решения, принимаемые по формированию и использованию финансовых ресурсов, во многом определяются не только экономическими целями (ростом доходов домохозяйства, оптимизацией расходов), но и социальными (воспитанием детей, повышением образовательного и культурного уровня, обеспечением условий полноценного развития каждого члена домохозяйства).

Это обусловлено тем, что связи, существующие между отдельными членами домашнего хозяйства, носят не столько экономический, сколько социальный характер. Следовательно, экономические цели, как правило, являются подчиненными по сравнению с социальными и направлены на более полную реализацию последних.

Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы домашнего хозяйства — совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств, формируемых и используемых для обеспечения их жизнедеятельности, инвестиционной деятельности и выполнения финансовых обязательств.

Основная часть финансовых ресурсов домохозяйства представлена денежными доходами — средствами, заработанными или полученными членами домохозяйства в течение определенного периода времени, как правило, одного года, необходимые для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния членов домохо-
зяйства на определенном уровне удовлетворения их потребностей.

Помимо денежных до- ходов домохозяйства могут получать доходы в натуральной форме, которые в основном со- стоят из продуктов, полученных в личном подсобном хозяйстве или в порядке натуроплаты от сельскохозяйственных организаций и потребленных в семье. Но последние не являются финансовыми ресурсами, так как обязательным признаком финансовых ресурсов является их денежный характер.

Определение доходов домашних хозяйств основано на следующих показателях, которые используются в официальной статистике:

  • совокупные доходы — это общая сумма денежных и натуральных доходов, полученных из всех источников, с учетом стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению в здравоохранении, образовании, культуре, социальном обслуживании, а также поступлений от личного подсобного хозяйства на собственное потребление;
  • номинальные доходы — это сумма начисленных доходов: заработной платы, пенсии, предпринимательского дохода, наследства, выигрышей и других доходов;
  • располагаемые денежные доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. доходы, фактически остающиеся в распоряжении домашнего хозяйства. Они называются также конечными доходами;
  • реальные денежные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы домашним хозяйством для удовлетворения личных потребностей и для накопления, т.е. учитывают уровень инфляции;
  • общий доход — доход домохозяйства до уплаты налогов и обязательных платежей.

Следует отметить, что с точки зрения финансовой науки в состав финансовых ресурсов
домохозяйства включаются только денежные доходы, поскольку обязательным признаком финансовых ресурсов является их денежный характер. Показатели, характеризующие средний уровень доходов домашних хозяйств в Российской Федерации, согласно данным Росстата, приведены в табл. 4.1.

Эту часть финансовых ресурсов с точки зрения финансовой науки целесообразно относить не к доходам (как они рассматриваются в официальной статистике), а к поступлениям, поскольку социальные трансферты представляют собой безвозмездные выплаты населению за счет средств бюджетов бюджетной системы, специальных внебюджетных фондов, общественных организаций, призванных компенсировать утраченный доход или обеспечить получателям социальных трансфертов минимальный размер денежных средств, необходимых для их существования.

Основное назначение трансфертов связано со стимулированием потребления домохозяйства, снижения уязвимости от различного рода социальных рисков. Конкретными видами социальных выплат являются пенсии, стипендии, социальные пособия, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, иные средства из бюджетов бюджетной системы, предоставляемые безвозмездно.

В этой группе учитываются социальные трансферты только в денежной форме, а предоставление некоторым категориям граждан на безвозмездной основе медицинской помощи, продуктов питания по сниженным ценам, оплата услуг ЖКХ и других видов бесплатных услуг не рассматриваются в составе финансовых ресурсов домохозяйства в отличие от статистической методологии учета.

Финансы домашних хозяйств и их роль в финансовой системе страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы функционирования финансов домашних хозяйств в РФ и предложить пути их решения. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций;
2. Выяснить роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны;
3. Рассмотреть доходы бюджета домашних хозяйств;
4. Рассмотреть расходы бюджета домашних хозяйств;
5. Провести анализ бюджетов по доходам домашних хозяйств;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА.. 5
1.1. Понятие и функции финансов домашнего хозяйства…………. 5
1.2.Роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны…………………………………………………………………………… 13
Глава II. БЮДЖЕТ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА В РФ…. ……. ….. 16
2.1. Доходы бюджета домашних хозяйств…………….……………… 16
2.2. Расходы бюджета домашних хозяйств…………………….……… 27
Глава III. АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ В РФ…………………………………………. 37
3.1. Анализ бюджетов по доходам…………………………………….. 47
3.2. Анализ бюджетов по расходам……………………………. ……. 42
3.3. Проблемы функционирования финансов домашних хозяйств.…. 47
Заключение…………………………………………………………………….. 52
Список литературы………………………………………………………….… 55

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства – часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей.

Еще одной функцией финансов домашних хозяйств является контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т е уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов. [17, с. 10]

Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений между его различными участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии финансовых решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию – регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.

Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики.

Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства. Так, в современной России из-за низкого уровня заработной платы предприятия не могут наращивать производство и товарооборот. [12, с. 501]

Выделяется также «функция обеспечения жизненных потребностей», заключающаяся в создании реальных условий существования» членов данного домашнего хозяйства. Эта функция финансов домашнего хозяйства может быть обозначена как воспроизводственная функция. Этот термин, на мой взгляд, более полно отражает ее содержание.

В рамках консолидирующей функции финансы домашнего хозяйства выступают связующим звеном финансовой системы, целью функционирования которой является финансовое обеспечение потребностей отдельных членов домашнего хозяйства. [7, с. 11]

Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств. [4, с. 215]

Вместе с тем государство способно косвенно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает. Существенное изменение в финансах домашнего хозяйства вызывает отказ государства от финансирования системы образования или здравоохранения.

Функции, выполняемые финансами домашних хозяйств, определяют их специфику как одного из элементов национальной финансовой системы. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики.

Выполняемые финансами домашнего хозяйства функции определяют их значительную роль в системе общественного воспроизводства. Эта роль заключается в том, что финансы домашнего хозяйства, обеспечивая непрерывность воспроизводства рабочей силы, являясь источником инвестиционных ресурсов, создают одну из основ для поступательного развития национальных экономических систем. [9, с. 5]

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность финансов домашних хозяйств заключается в том, что они формируют и используют фонды денежных средств для обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства. Состояние финансов домашних хозяйств определяет состояние экономики страны. Они также отражают уровень развития производственных сил и процессы в хозяйственной жизни.

Также сущность финансов домашних хозяйств проявляется через функции (ресурсообразующая, распределительная, контрольная, регулирующая, инвестиционная, воспроизводственная, консолидирующая). Перечисленные функции определяют роль финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства.

1.2. Роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны

Специфика экономического сектора домашних хозяйств состоит в том, что домашние хозяйства являются собственниками основных факторов производства. Продавая эти факторы предприятиям (организациям) и государству, домашние хозяйства получают доход, который позволяет им покупать производимые предприятиями (организациями) товары, услуги, блага и осуществлять сбережения. Основной мотив участия домашних хозяйств в экономической деятельности – наиболее полное удовлетворение потребностей участников домашнего хозяйства.

В условиях развития рыночных отношений роль домашнего хозяйства в экономике страны существенно возросла. По данным последних переписей населения в России всего насчитывается примерно 50 млн домашних хозяйств, в том числе 40 млн семейных и около 10 млн домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи или утративших с нею связь.

Особенно велика роль домашних хозяйств в сельской местности (личные подсобные хозяйства, коллективные и индивидуальные сады, коллективные и индивидуальные огороды, фермерские хозяйства) . Домашние хозяйства производят сельскохозяйственную продукцию, как продукцию растениеводства, так и продукцию животноводства. В общем объеме сельскохозяйственной продукции доля продукции, произведённой домашними хозяйствами составляет свыше 50%, а фермерскими хозяйствами – около 6%. Значительная роль домашних хозяйств и в других отраслях экономики страны. Постоянно растёт объём перевозок грузов физическими лицами, имеющими лицензии на осуществление перевозок автомобильным транспортом. В общем объёме розничной торговли частная собственность стала превалирующей (её доля составляет в настоящее время свыше 85%). В целом в домашних хозяйствах выпуск продукции и услуг по всем видам экономической деятельности составил за последние годы около 9% общего выпуска.

Важная роль домашних хозяйств как налогоплательщиков , в том числе налогоплательщиков местных налогов – налога на землю, прежде всего. Их доля в поступлении этого налога в местные бюджеты постоянно растёт, так как постоянно расширяются площади обрабатываемых населением земель.[17, с. 14]

В современных условиях хозяйствования финансам домохозяйств отводится приоритетная роль, поскольку они являются важнейшим элементом финансовой системы и индикатором состояния общества. Их вовлечение в оборот рассматривается как обязательное условие дальнейшего расширение финансового рынка, источник инвестирования для корпоративного сектора.

Финансовые ресурсы домохозяйств постоянно используются и находятся в движении, осуществляя кругооборот. Основными стадиями кругооборота являются доходы и расходы.

Если в домохозяйствах происходит не только потребление, но и производство, то они могут рассматриваться как предприятия.

В отличие от финансов предприятий (организаций), где расходы структурируются на потребление и накопление, расходы домашних хозяйств подразделяются на потребление, накоплении и сбережение. Сбережения включают часть дохода домохозяйств после уплаты налогов, которые не расходуется на приобретение потребительских товаров и услуг. В широком смысле слова к ним относятся выплаты по долговым обязательствам (такой подход к сбережениям лежит в основе действующей в России методологии статистического наблюдения в области финансов домохозяйств).

Сбережения домохозяйств – важный элемент стабильности национальной экономики. Сбережения подразделяются на денежные фонды (например, страховой и резервный фонды), средства, из которых население будет направлять для последующего потребления и инвестиций (средства, используемые в качестве источников дохода). Страховой фонд или фонд самострахования служит для поддержания уровня текущего потребления в случае снижения доходов. Резервный фонд или фонд самообеспечения связан с приобретением предметов длительного пользования, осуществления дорогостоящего лечения и т. д. Доходы от инвестиции в акции и облигации и другие финансовые инструменты формируют фонды накоплений домохозяйств. По форме финансовые ресурсы домохозяйств могут быть представлены в виде денежных средств (фондов), нематериальных активов (прав), обязательств (долгов).[22]

Таким образом, роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны очень велика. С помощью них растут поступления налогов, также постоянно увеличивается доля продукции, произведённой сельскими хозяйствами. За счет этого растут сбережения домохозяйств и это позволяет финансовым ресурсам находиться в постоянном движении.

Глава II. БЮДЖЕТ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

2.1 Доходы домашнего хозяйства

С точки зрения материального состава финансы домашнего хозяйства – это совокупность созданных им целевых денежных фондов, другими словами – это общий объем финансовых ресурсов, которыми располагает домашнее хозяйство. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве. [6, с. 187]

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. Бюджет домашнего хозяйства — это баланс фактических доходов и расходов домашнего хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год). В доходной части бюджета домашнего хозяйства отражаются все доходы его членов по следующим источникам: оплата труда, доходы от предпринимательской и иной деятельности, пенсии, стипендии, пособия, дивиденды, проценты, доходы от собственности, рента, доходы от личного подсобного хозяйства и другие. В расходной части бюджета показываются расходы домашнего хозяйства по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и коммунальных услуг, услуг культурно-бытового назначения, транспорта, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства, налоги и другие. Доходная и расходная части бюджета балансируются с учетом накоплений домашнего хозяйства в виде изменения суммы наличных денег, прироста вкладов на банковских счетах. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. [5]

Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам, вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.

В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

-индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;

Источник: veela.ru

Совет Самоделкин