Блюминг и слябинг

Обработка металлов прокаткой — завершающая операция металлургического производства. Продукцией прокатных цехов являются передельные и товарные заготовки, сортовой и листовой прокат.

Под передельной заготовкой понимают полуфабрикат, полученный методом обжатия стальных слитков на прокатных станах с целью подготовки их к дальнейшей обработке. Чтобы ответить на вопрос, что такое блюминг, следует разобраться, какие виды передельных заготовок производятся.

  1. Блюм.
    Блюмы представляют собой стальной полуфабрикат, который применяется для производства сортового проката. Получают блюмы на блюминге. Блюминг – это обжимной стан с высокой производительностью, используемый для прокатки слитков 5-15 т в заготовки с квадратным сечением, сторона которого от 140 до 450 мм. Блюмы имеют длину 1-6 м. На блюмингах также прокатываются фасонные заготовки и различные профили (швеллера, крупные балки и другие).
  2. Сляб.
    Сляб – это заготовка в виде полосы, получаемая прокаткой слитков на слябинге. Слябинг – специализированный прокатный стан, который предназначен для обжатия слитков в полуфабрикат с сечением, имеющим прямоугольную форму. Слябы характеризуются такими размерами: толщина 100-250 мм, ширина 300-2000 мм, длина 1,3-5 м. Они используются для производства листового проката.

Технология работы и применение

Блюминг представляет собой систему двух станин, объединенных в клеть высотой 7-9 м. Станины — это массивные стальные или чугунные отливки, закрепленные на плитовине. В станинах установлены валки диаметром 800-1500 мм, длина бочек валков 2000-2800 мм. Валки изготавливаются из хромо-никелевой стали. Между валками, приводимыми в движение главными электродвигателями, происходит обжатие стального слитка. Верхний валок оснащен электрическими механизмами подъема и опускания, что позволяет прокатывать различные по толщине слитки. Блюминги оборудованы автоматизированными системами, системами охлаждения и подачи смазочных материалов, различными пневматическими и гидравлическими механизмами.

Блюминги классифицируются:

  1. По сортаменту блюмов, производительности, схеме прокатки.
    • одноклетьевые реверсивные – наиболее распространены станы дуо (с двумя валками), редко применяются станы трио (с тремя валками);
    • многоклетьевые (двухклетьевые реверсивные дуо и непрерывные).
  2. По диаметру рабочих валков блюмингов.
Вид Диаметр валков, мм
малый 850-1000
средний 1050-1150
большой 1200-1500

Типовые блюминги российских прокатных цехов – блюминг-1150 и блюминг-1300 (конструкция завода Уралмаш). Они имеют надежные устройство, безотказны в эксплуатации, высокопроизводительны. Современные агрегаты производят до 6 млн. т заготовок в год.


Основные технологические достоинства блюмингов:

  • возможность управления величиной обжатия в отельных пропусках;
  • регулирование скорости процесса, которая определяется стадией прокатки, длиной прокатываемых полос и качеством стали;
  • обжатие на одном наборе валков слитков разной массы в разные по сечению блюмы.

Оснастка блюмингов располагается обычно в пределах трех пролетов:

  1. В первом пролете установлено электрооборудование, обеспечивающее работу прокатного стана.
  2. Во втором пролете находится блюминг со всеми обслуживающими приборами и механизмами.
  3. В третьем пролете собирается окалина, обрезки и другие железосодержащие отходы цеха.

Слитки подаются в обжимозаготовочное отделение в виде:

  • непрерывнолитой заготовки (после машины непрерывного литья МНЛЗ);
  • слитков (при разливке стали в изложницы).

Технология прокатки включает несколько основных стадий.

  1. Нагрев для придания металлу пластичности.
    Слитки после сталелитейного цеха доставляются в стрипперное отделение, где их извлекают из изложниц. Перед обжатием их необходимо нагреть до 1260-1300 °С. Нагрев осуществляется в специальных колодцах (регенеративных или рекуперативных). Слитки в них садятся мостовыми или клещевыми кранами. Как правило, это слитки одной плавки.Для обеспечения равномерного нагрева слитки располагают вертикально прибыльной частью вверх, вдоль боковых стен колодца. Если слитки поступают на нагрев в холодном состоянии, то продолжительность нагрева составляет 12-16 часов. Более эффективный, с точки зрения ресурсо- и энергосбережения, горячий посад, то есть слитки, не успевшие остыть после разливки, температурой 400-1000 °С. Их время нагрева составляет 4-8 ч.
  2. Доставка к прокатному стану.
    Слитки вынимаются из колодцев с помощью крана. Если нагрев осуществлялся в колодцах ближних групп, то слитки перемещаются к неподвижному опрокидывателю краном, затем на приёмный рольганг стана. Из дальних колодцев слитки к приемному рольгангу доставляются по железнодорожному пути слитковозом.
  3. Взвешивание и кантовка.
    Взвешивание слитка происходит в автоматическом режиме на приёмном рольганге. Если осуществляется обжатие слитков из спокойной стали, то их кантуют на 180 градусов и подают в клеть донной частью. Это снижает количество образующейся обрези и повышает эффективность захвата слитков валками.
  4. Обжатие.
    Слитки обжимаются по установленному заранее режиму обжатия, количеству пропусков, порядку кантовок и скорости вращения валков. За один пропуск слиток обжимается на 40-120 мм. Обжатие может осуществляться в 9-17 пропусков. Их количество определяется начальными размерами слитка и конечными размерами получаемого блюма. Общая продолжительность цикла прокатки от 40 до 70 сек. Скорость прокатки не более 7,2 м/с. После прокатки блюм имеет температуру 1100-1150 °С.При прокатке, от пропуска к пропуску, уменьшают межвалковый зазор рабочей клети блюминга за счет опускания верхнего валка, а нижний не меняет своего положения. На валках находятся ручьи, которые представляют собой кольцевые проточки. Ручьи верхнего и нижнего валков составляют калибр. На первом этапе слитки прокатываются на цилиндрической гладкой части валка (бочке). На последующей стадии докатываются в ячеистых калибрах. Для поперечного перемещения раската, направления его в валки и правки искривленного раската служат манипуляторные линейки. С левой части перед клетью устанавливается кантователь, который кантует заголовку на 90 градусов. Каждый из рабочих валков приводится во вращение отдельным двигателем. Кантовку раската, задачу металла, пуск и реверс стана, поднятие и опускание верхнего валка производят операторы на посту управления.
  5. Обработка блюма.
    Удаление дефектов с поверхности блюма – завершающая стадия процесса. С этой целью применяются машины огневой зачистки (МОЗ). В рабочем пространстве МОЗ находятся горелки, с помощью которых оплавляется поверхность профиля. Раскат движется со скоростью 0,30-0,80 м/с.После зачистки блюмы отправляются на резку. С помощью передвижных салазковых пил или ножниц отрезаются некондиционные концы и блюм режется на мерные длины.Отрезки сбрасываются на конвейер уборки отходов сталкивателем. Крупный скрап убирается специальным механизмом с коробами на тележках, который обычно предусматривается под рабочим рольгангом.
  6. Клеймение и штабелерование.
    На торец каждой порезанной заготовки наносится клеймо: номер плавки, марка стали, номер смены. Затем блюмы конвейером транспортируются к штабелеровщику на склад заготовок.

Выход блюмов составляет не более 90 % от массы слитков.

Отличие от слябинга

Блюминг и слябинг имеют различное устройство и функциональное назначение. Слябинги менее распространены, имеют более высокую стоимость. Они производят до 2,5 млн. т заготовки в год. Скорость прокатки — до 6 м/с.

Слябинг служит для получения заготовки, используемой в листопрокатном производстве, а блюминг – для производства заготовок для производства сортового и листового проката.

Таким образом, блюминг – более универсальный агрегат, чем слябинг. На блюминге можно получать и блюмы, и слябы. Размер слябинга определяется длиной рабочей части валков, а размер блюминга — диаметром валков.

Конструктивно отличие блюминга от слябинга состоит в следующем. Слябинг имеет две пары валков. Одна пара расположена горизонтально, вторая – вертикально. Благодаря валкам, установленным вертикально, слиток, не кантуясь, обжимается по бокам. В остальном эти два прокатных стана аналогичны.


Несмотря на все достоинства, блюминги – прокатные станы, которые в настоящее время считаются устаревшими и на передовых предприятиях выведены из эксплуатации. Это обусловлено значительными потерями металла с обрезью и окалиной. Они используются на некоторых металлургических предприятиях России и Украины, где еще применяется неэкономичная технология разливки стали в изложницы.

Источник: stankiexpert.ru

Совет Самоделкин