Цепной конвейер — это средство транспортировки, перемещение грузов в котором осуществляется за счет обращения одной или двух бесконечных закольцованных цепей. Такой транспортер отличается высокой прочностью, износостойкостью и производительностью, он приспосабливается к транспортировке самых разных грузов.
Содержание
- Принцип действия цепных транспортеров
- Устройство цепных транспортеров
- Виды цепных конвейеров
- Области применения
- Достоинства и недостатки цепных транспортеров
- Вам также могут быть интересны статьи:
Принцип действия цепных транспортеров
Как и у ленточного транспортера, принцип работы основан на обращении закольцованной цепи вокруг ведущего и натяжного барабана. За счет натяжения цепи с ведущего колеса на ведомое передается крутящий момент. В ходе линейного перемещения цепи по рабочей ветви закрепленные на ней скребки, короба или контейнеры перемещают полезный груз.
Цепной конвейер скребкового типа имеет рабочую ветвь, оснащенную скребками. Она движется в коробе. Это дает возможность перемещать сыпучие и полужидкие субстанции. Скребки погружаются целиком или полностью и увлекают груз за собой. В конце рабочей ветви размещается выходной патрубок, через который транспортируемая субстанция покидает транспортер. В других типах полезная нагрузка размещается в коробах, черпаках, контейнерах или на открытых площадках, закрепленных на цепи. Такие устройства могут перемещать и жидкие грузы.
Приводной орган конвейера весьма прочен, может выдерживать как большие физические нагрузки, так и значительные перепады температуры. Это открывает данному классу конвейеров путь в горячие цеха металлургических, химических и машиностроительных предприятий и в стационарные морозильные установки большой мощности и площади.
Цепь может изгибаться в любом направлении, поэтому конфигурация конвейера может быть выбрана исходя из потребностей производства.
Устройство цепных транспортеров
Основные узлы, или секции, входящие в конструкцию устройства, следующие:
- Приводная. Это рама, на которой закреплены ведущий вал и ведущая шестерня. Здесь же размещен привод- электромотор и редуктор шестеренчатого типа, передающий крутящий момент на ведущий вал.
- Натяжная. Это противоположный по отношению к ведущему конец рамы. Ведомый ваз и шестерня закреплены в специальном подпружиненном кронштейне. Его расстояние от ведущего вала регулируется с помощью червячного привода. Чем дальше ведомый вал отодвигается от ведущего — тем выше натяжение цепи.
- Промежуточная. Представляет собой секции рамы между приводной и натяжной секциями. При значительной длине конвейера на ней могут устанавливаться пассивные опорные валы с поддерживающими цепь шестернями. Это позволяет избежать провисания цепи. Количество опорных валов определяет во время проведения инженерного расчета и построения чертежа транспортера. В устройствах скребкового типа необходимости в опорных валах нет.
- Рабочий орган. Это сама цепь. Ее звенья бывают коваными, сварными или сборными, наподобие велосипедной цепи. На скребковых цепных транспортерах к цепи крепятся перпендикулярные ей щитки, которые, двигаясь в массе продукта, увлекают его за собой.
Для транспортеров, работающих в горячих цехах, применяются специальные марки сталей, электрооборудование, редуктор и подшипники валов также должны быть выбраны в термостойком исполнении.
Груз на цепном конвейере может размещаться как сверху от рабочей ветви, на площадках, контейнерах и т.п., так и снизу- на крюках или магнитных подвесах.
Виды цепных конвейеров
Среди разнообразия конструкций цепных конвейеров выделяют следующие основные виды:
- Вертикальные. Предназначены для подъема полезной нагрузки с уровня на уровень вертикально или под крутым углом. Они снабжаются захватами, контейнерами или открытыми площадками для размещения перемещаемого материала или предметов. Преимущество их заключается в малой занимаемой площади и возможности непрерывной подачи груза. Управление такими устройствами, в отличие от лифтов, не требует постоянного вмешательства оператора или автоматизированной системы.
- Горизонтальные. Применяются для транспортировки сыпучих ил полужидких субстанций, как мелкодисперсных, так и кусковых. Для перемещения мелкодисперсных материалов используются закрытые пылезащищенные цепные конвейеры.
- Наклонные. Допускается уклон до 45°. Снабжаются защитными бортиками для предотвращения падения груза с высоты.
Горизонтальные конвейеры применяются также для перемещения туш в морозильниках, подачи деталей на основной сборочный конвейер.
Области применения
Благодаря своей прочности, способности передавать большой крутящий момент, термостойкости и другим достоинствам цепные транспортеры пользуются заслуженной популярностью в самых разных отраслях. В их числе:
- металлургические комбинаты;
- предприятия по производству строительных материалов;
- химические заводы;
- сельскохозяйственные предприятия;
- компании, перерабатывающие, хранящие и производящие продовольствие и продукты питания;
- машиностроительные предприятия разного профиля, с помощью цепных конвейеров перемещающие детали, полуфабрикаты и изделия на своих сборочных линиях, использующие сборочные линии.
При перемещении пылящих и ядовитых субстанций используются герметичные пылезащитные короба.
На сельскохозяйственных предприятиях цепные транспортеры применяются для удаления продуктов жизнедеятельности животных.
Достоинства и недостатки цепных транспортеров
В ходе продолжительного использования в различных отраслях экономики проявились такие преимущества цепных конвейеров, как:
- прочность, позволяющая передавать высокий крутящий момент и обеспечивающая высокую производительность;
- доступность различных размеров и мощностей оборудования;
- возможность безопасной транспортировки пылящих и вредных для здоровья грузов;
- высокая стойкость к физическим и температурным нагрузкам.
Присущ данному виду конвейеров и ряд недостатков:
- большой вес и размеры;
- высокие шумность и уровень вибрации;
- необходимость в регулярном техобслуживании для ремонта или замены изношенных деталей цепного привода.
В целом достоинства компенсируют недостатки, делая цепные транспортеры экономически эффективным и разумным выбором для организации перемещения грузов в самых разных отраслях.
Источник: