Производство погрузочно-разгрузочных работ на больших строительных площадках, железнодорожных узлах, портах производится с помощью с помощью мощного полноповоротного стрелового механизма, который называется кран портальный. Его отличительной особенностью является наличие так называемого портала, на котором располагается поворотная платформа с основными механизмами.
Содержание
- Устройство портального крана
- Характеристики портального крана
- Типы портальных кранов
- Вам также могут быть интересны статьи:
Устройство портального крана
Такой агрегат представляет собой сложный подъёмно-транспортный механизм, способный производить подъём и перемещение грузов большой массы и габаритов. Устройство портального крана включает следующие узлы и агрегаты:
- опорно-поворотное устройство;
- портал;
- кабина управления;
- хобот;
- комплекс противовесов (подвижный и неподвижный);
- механизмы подъёма и управления стрелой;
- ходовая часть (приводные двигатели, колёсная тележка, тормозная система);
- система управления и контроля;
- грузозахватные устройства.
Вылет стрелы определяется применённой кинематической схемой. В современных устройствах применяются полностью или частично уравновешенные стрелы. Выбор конкретной схемы зависит от перечня решаемых задач.
Для перемещения портального крана по площадке применяются различного типа крановые тележки. Чаще всего движение осуществляется по уложенным рельсам.
Характеристики портального крана
Многообразие решаемых задач заставляет производителей указывать большое количество технических характеристик своих изделий. Например, портовой кран, включает следующий основной перечень:
- тип используемой стрелы (применённая кинематическая схема и возможный вылет стрелы);
- допустимая скорость всех основных операций;
- максимальная грузоподъёмность;
- разрешённая высота подъёма;
- перечень применяемых механизмов захвата и подъёма;
- необходимые параметры электрической сети (требуемое напряжение, количество фаз, суммарная мощность);
- длина кабеля (определяется размером бухты, установленной на кране);
- тип ходовой части;
- климатические условия, в которых допускается эксплуатация подобного крана (максимальная и минимальная температура, допустимая скорость воздушного потока).
По типу стрелы портальные устройства подразделяются на две категории:
- с шарнирно-сочленённой стрелой, профильным хоботом и гибкой оттяжкой;
- аналогичной стрелой и жёсткой оттяжкой.
Используемая кинематическая схема определяет массу допустимого груза.
К основным допустимым скоростям, характеризующим технические возможности, относятся:
- подъём груза заданного веса (м/мин);
- спуск на определённую величину в течение минуты;
- скорость изменения вылета стрелы;
- горизонтальное перемещение по рельсам;
- скорость вращения крана вокруг собственной оси (об/мин)
Для определения основных показателей применяется груз весом в десять и двадцать тонн.
В стандартном исполнении портальная часть установлена на ходовые тележки с определённым количеством колёс. Каждая из них имеет самостоятельный электрический привод. Скорость движения определяется мощностью установленных двигателей. Для обеспечения безопасности на тележках устанавливаются так называемые тупиковые ограничители. Допустимое расстояние, которое может проходить портальный кран определяется величиной проложенного рельсового пути и длиной намотанного на бухту электрического кабеля (обычно длина кабеля равна 50 м).
Параметры электрической цепи определяются количеством и мощностью используемых двигателей. Например, поворотные двигатели могут иметь мощность до 19 кВт, двигатели привода ходовой тележки до 75 кВт и так далее.
Современные портальные устройства оснащаются большим перечнем подъёмного оборудования. К нему относятся:
- крюковые подвесы (каждый рассчитан на определённый вес);
- грейферные захваты (применяются для перегрузки сыпучих грузов);
- траверсы с закреплёнными магнитами.
Для решения узкоспециализированных задач они могут комплектоваться специальными грузозахватными устройствами.
Типы портальных кранов
Каждый портальный кран способен выполнять большое количество разноплановых задач. Однако все они могут быть разделены по следующим категориям:
- перегрузочные;
- монтажные;
- строительные;
- судостроительные.
Перегрузочные аппараты применяются для загрузки и выгрузки морских и речных судов, железнодорожных вагонов. Они имеют постоянную грузоподъёмность, не зависимо от длины вылета стрелы. Отдельные конструкции портовых аппаратов оснащены специальным бункером, для обеспечения непрерывной разгрузки сыпучих грузов при интенсивном грузопотоке.
Монтажные краны применяются для выгрузки штучных грузов, особенно больших габаритов и массы. Отдельным видом таких агрегатов являются судостроительные и судоремонтные механизмы. Они применяются на верфях и судостроительных заводах. К ним относятся стапельный и достроечный.
Строительные краны устанавливаются на строительных площадках при возведении больших зданий и сооружений, где предполагается проведение работ в течение длительного времени.
В отдельных случаях применяются так называемый полупортальный кран. Его отличительной особенностью является расположение поворотной части. Она размещена на полупортале несущей конструкции, а вторая стойка расположена на другом уровне. Например, на выступе складского сооружения. На нём размещают второй рельс для обеспечения движения вдоль объекта.
Источник: