Одним из эффективных способов улучшения внешнего вида поверхностей, а также их защиты от внешних воздействий, является окрашивание. Среди лакокрасочных изделий большой популярностью пользуются акриловые и алкидные краски. Попробуем рассмотреть их достоинства и недостатки.
Блок: 1/6 | Кол-во символов: 285
Источник: http://stroidom-shop.ru/pravila/preimushhestva-i-nedostatki-akrilovyih-i-alkidnyih-krasok.html
Содержание
- Что означает нитрокраска?
- Достоинства краски:
- Недостатки алкидных красок
- Эпоха алкида
- Минусы нитрокраски
- Нитроэмали. От пороха к краскам
- Области использования
- «Синтетика»
- Специфика и технология работ
- Недостатки акриловых красок
- Акриловая революция
- Инструкция по покраске
- Красота, да и только. «Металлики» и «перламутры»
- Преимущества и недостатки нитроцеллюлозы
- Борьба за экологию. Эмали на водной основе
Что означает нитрокраска?
Это уникальный состав для проведения отделочных работ, который отличается самым быстрым периодом засыхания среди всех других типов лакокрасочных веществ. Поверхность, покрашенную нитрокраской, возможно эксплуатировать, либо проводить последующую обработку на ней уже через 10-30 мин. при обычной комнатной температуре 20-22°С без применения сушильных машин.
Такое качество нитрокрасок даёт возможность значительно снизить время исполнения работ от отделке помещений.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 494
Источник: https://tradinghub.ru/chem-otlichaetsya-obychnaya-emal-ot-nitroemali/
Это интересно:
Достоинства краски:
- быстрота засыхания; в связи с чем нитрокраска зачастую наносится с использованием распылителя;
- прекрасные физические и химические свойства: стабильность к ультрафиолету, краска не выгорает на протяжении долгих лет, устойчивость к влаге;
- великолепные эстетические параметры покрашенной поверхности: даже при нанесении в 1 слой покрытие будет идеально гладкое и блестящее;
- допускается использование как снаружи, так и внутри помещений, для окрашивания разных поверхностей: бетона, металла, дерева, штукатурки;
- малый расход лакокрасочного материала на 1 м2 (примерно от 30 до 120 гр. исходя из толщины слоя, оттенка состава и метода нанесения);
- относительно небольшая цена материала.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 702
Источник: https://tradinghub.ru/chem-otlichaetsya-obychnaya-emal-ot-nitroemali/
Недостатки алкидных красок
Справедливости ради стоит отметить, что красящие составы на алкидной основе, кроме достоинств, имеют и недостатки, к которым относятся:
- Недолговечность покрытия – в неблагоприятных условиях краска всего лишь за год может покрыться трещинами и пожелтеть. Минус этот довольно существенный, ведь из-за него покрытие требует регулярного обновления. Иногда такой шаг оправдан, но в некоторых случаях правильнее будет обратиться к более стойким альтернативным вариантам.
- Низкая стойкость к ультрафиолетовым лучам – под воздействием прямого солнечного излучения алкидная краска не только быстро покрывается трещинами, но и выгорает, постепенно теряя свой первоначальный оттенок, вплоть до окончательного обесцвечивания. Из-за этого минуса ее не рекомендуется применять для внешней отделки.
- Высокая токсичность – состав содержит ряд химических компонентов, активно испаряющихся в процессе его нанесения и последующего высыхания, не просто неприятно пахнущих, но и способных нанести серьезный вред здоровью. Находиться в помещении не стоит в течение как минимум суток после окончания окрашивания.
Важно! Разбавлять алкидные краски следует только определенными типами растворителей, указанными производителем на упаковке. Только в таком случае гарантируется заявленная яркость цветов и долговечность нанесенного лакокрасочного покрытия.
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1354
Источник: http://stroidom-shop.ru/pravila/preimushhestva-i-nedostatki-akrilovyih-i-alkidnyih-krasok.html
Эпоха алкида
Следующий этап в истории окраски автомобилей связан с появлением на рубеже 30—40-х годов алкидных эмалей. На последующие 30 лет эти эмали стали основным лакокрасочным материалом как на конвейерах автозаводов, так и в ремонтных мастерских. Производство алкидных эмалей велось всеми ведущими производителями ЛКМ, включая таких гигантов как BASF и PPG.
По сравнению с нитроэмалями, «алкиды» имеют ряд технологических преимуществ. Они обладают более высоким сухим остатком, так что наносить по пять-десять слоев эмали уже без надобности, достаточно двух-трех. Нет нужды теперь и в постоянной полировке покрытия — после полного отверждения алкидная эмаль образует необратимую пленку с высокой твердостью и блеском, стойкую к маслам, бензину, солнечным лучам и атмосферным осадкам.
Что же представляет собой алкидная эмаль? Ее основа — алкидная смола — продукт взаимодействия многоатомных спиртов и многоосновных кислот. Отсюда, собственно, и произошло название «алкидный»: путем соединения фрагментов слов alcоhоl — спирт и acid — кислота.
Наиболее распространенными алкидными смолами являются глифталевые смолы, получаемые при взаимодействии глицерина (трехатомного спирта), фталевого ангидрида и растительного масла, и пентафталевые смолы, ингредиентами которых являются пентаэритрит (четырехатомный спирт) и тот же фталевый ангидрид. На основе этих смол российские производители ЛКМ выпускают лаки и эмали с маркировкой ГФ и ПФ. Наверняка вы встречали эмали с такими обозначениями в строительных и хозяйственных магазинах. Это — классические алкидные материалы.
Только не нужно путать алкидные эмали строительного и бытового назначения с авторемонтными. В качестве примера последних можно привести эмали небезызвестной финской фирмы Sadolin. Из «наших» можно вспомнить эмаль «Vika-алкид» (Vika-60), выпускаемую компанией «Русские краски».
Хотя с точки зрения механизма отверждения и «дачная» ПФ-115 и авторемонтные алкидные эмали действительно стоят в одном ряду.
Отверждение алкидных эмалей происходит в естественных условиях при участии кислорода воздуха (отсюда второе название алкидных эмалей — «эмали воздушной сушки»). Только в отличие от нитроэмалей, помимо физической сушки (испарение растворителя) здесь параллельно протекает еще один процесс: химическая реакция превращения молекул связующего в полимер.
Для «запуска» второго процесса обязательно участие двух компонентов. Кто-то скажет: «Постойте-ка, ведь алкидные эмали считаются однокомпонентными. О каких «двух компонентах» речь?
Действительно, двухкомпонентными называют материалы, выпускаемые в двух упаковках. Например, в одной банке акриловый грунт, во второй — отвердитель к ней. Покупая же банку алкидной эмали к ней не идет никакого отвердителя.
Дело вот в чем. Один реакционноспособный компонент находится в банке с эмалью — это раствор алкидной смолы, модифицированный растительным маслом. От растительного масла продукту достаются «хвосты» высших жирных непредельных кислот, содержащих сопряженные двойные связи.
Второй компонент — кислород воздуха. В результате его взаимодействия с указанными двойными связями образуются радикалы, «запускающие» реакцию «сшивки». А поскольку каждая молекула алкидного компонента имеет несколько двойных связей, это приводит к росту и разветвлению цепи и формированию сетчатых структур, составляющих основу прочной полимерной пленки. После полного отверждения растворить такую пленку невозможно, поэтому она называется необратимой.
Так что кислород — полноценный компонент связующего, его вполне можно считать отвердителем, а саму эмаль (с физико-химической точки зрения) — двухкомпонентной.
Механизм отверждения алкидных эмалей обуславливает и основной их недостаток: крайне долгое время полимеризации. Дело в том, что по мере отверждения доступ кислорода внутрь слоя затрудняется, поэтому полная полимеризация алкидной эмали по всей глубине наступает лишь спустя несколько недель, а то и месяцев, под воздействием воздуха, тепла и ультрафиолетового излучения. А та пленка, которую мы наблюдаем спустя первое время после покраски — лишь результат первичной полимеризации.
Что еще можно сказать об алкидных красках? Они неприхотливы в применении, ими легко и удобно красить, не обладая какими-то профессиональными навыками. В силу большого содержания растворителей алкидная эмаль быстро образует поверхностную пленку, поэтому наделать подтеков — это еще нужно постараться. Поэтому такие эмали еще до сих пор могут применяться некоторыми мастерами. В основном теми, кто хочет освежить свое подержанное авто перед продажей. Получается быстро и недорого, да и вид отменный. А что там дальше будет, пусть новый хозяин думает.
Блок: 3/7 | Кол-во символов: 4643
Источник: https://artmalyar.ru/materialy/vidy-avtomobilnyh-emalej.html
Минусы нитрокраски
Но у нитроэмали есть и недостатки, придающие работе с ней некоторые трудности.
Так, при окрашивании в сыром помещении можно столкнуться с появлением белесых пятен на поверхности. Это связано с тем, что ацетон, входящий в состав краски, быстро испаряется, и поверхность охлаждается. В этом случае в краску добавляют менее летучий растворитель, например, бутилацетат или амилацетат. Вообще не рекомендуется проводить лакокрасочные работы в помещениях с относительной влажностью воздуха более 70%.
Самый серьезный недостаток нитрокрасок – высокая токсичность. Поэтому работать с такой краской можно только с применением средств индивидуальной защиты (респираторов), в хорошо проветриваемых помещениях или на улице. Из-за чрезмерной токсичности в некоторых странах эту разновидность краски признают экологически вредной, ограничивают ее применение и даже запрещают.
Также эти краски пожароопасные.
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 913
Источник: https://polezno-vsem.ru/content/550-nitroemal-plyusy-i-minusy
Это интересно:
Нитроэмали. От пороха к краскам
Более двух столетий тому назад, в 1800 году, французский экономист и политический деятель Пьер Дюпон де Немур с двумя сыновьями и их семьями иммигрировал в Америку. Оказавшись в Новом Свете, Дюпоны решили открыть здесь пороховой завод. Заняться этим должен был один из сыновей — Элевтер Дюпон, поскольку тема пороха была ему хорошо знакома: во Франции он работал на государственной пороховой фабрике под руководством великого Антуана Лавуазье.
Сказано — сделано. В 1802 году на реке Брендивайн рядом с городом Уилмингтон, штат Делавэр, закипели работы по строительству новой пороховой мануфактуры, и вскоре по стране начали свое шествие ящики с надписью «DuPont. Explosives» (взрывчатка).
Долгое время Дюпоны специализировались только на порохе, но на рубеже XX века они решили наладить производство и других товаров. Для этого была построена большая лаборатория и нанято несколько десятков ученых-химиков. Так началась эра революционных открытий, среди которых: первая синтетическая резина (неопрен), первое искусственное волокно (нейлон), целлофан, тефлон, лайкра, кевлар и множество других. Имя DuPont гремело на весь мир.
С историей открытий в Уилмингтоне почти совпадает и история развития автомобильных эмалей. В 1923 году при обработке целлюлозных волокон химики получили первую в мире нитрокраску, совершившую настоящий технологических переворот в автомобильной индустрии. В отличие от масляных красок, которые наносились кистями и сохли черепашьими темпами, нитрокраски можно было наносить с помощью пневматических распылителей, а их высыхание было практически моментальным. Все это привело к безраздельному господству нитроэмалей в автомобильном мире.
Но были у этих красок и недостатки. Из-за слабого глянца покрытие требовало частой полировки (в двадцатые годы для этого использовались льняные тряпки и полировальные пасты). Да и сам процесс окраски был длительным и трудоемким. Из-за низкого сухого остатка пленка нитроэмали была слишком тонкой и хрупкой, поэтому для получения долговечного покрытия требовалось наносить от 5 до 11 слоев эмали.
Именно так во времена Союза окрашивались правительственные «Зилы» и «Чайки», покрытия которых насчитывали до 12 слоев. При этом нанесение каждого последующего слоя эмали чередовалось с тщательной полировкой предыдущего, а последний слой обязательно обрабатывался восковыми полиролями.
Зато полученные таким образом покрытия были совершенно лишены шагрени и давали исключительно красивые, четкие блики и отражения. Так что выкрашенные нитроэмалями «членовозы» выглядели потрясающе. В дальнейшем, правда, их приходилось почти постоянно подкрашивать и полировать — благо было кому…
По такой же технологии окрашивались сравнительно старые модели Роллс-Ройсов, Кадиллаков. Вот так, например, выглядел Cadillac года, окрашенный нитрокраской.
Немного поговорим о механизме пленкообразования нитроэмалей. Как вы думаете, за счет чего происходит их полимеризация? Вопрос с подвохом — никакой полимеризации в нитрокрасках не происходит. Отверждение, точнее высыхание, происходит исключительно за счет испарения растворителей — процесса чисто физического.
Полученная после высыхания пленка получается обратимой, отсюда еще один недостаток нитроэмалей: низкая стойкость покрытия к агрессивным средам, в частности к бензину и солнечным лучам.
Так что волей-неволей производителям красок пришлось искать новые материалы. Но стоит отдать должное нитрокраскам — для своего времени они были очень хороши.
Выпускаются нитроэмали, кстати, и по сей день (под маркировкой НЦ). Правда, в авторемонтном деле они применяются крайне редко. В основном их используют или реставраторы раритетных автомобилей или владельцы старых тракторов, бульдозеров и прочей техники, где единственная цель — максимально дешево пройти ежегодный техосмотр, только и всего.
Блок: 2/7 | Кол-во символов: 3824
Источник: https://artmalyar.ru/materialy/vidy-avtomobilnyh-emalej.html
Области использования
Нитроэмали с самого начала разрабатывались как красящий состав для автомобилей. Главная причина подобного назначения – глянцевость, великолепный блеск зеркала поверхности. Однако процесс покрытия краской выделялся очень высокой трудоемкостью, и стоит еще сказать, что покрытие получалось нестойким: его хватало только лишь на 3-5 лет. Благодаря этому в промышленности от покрытия краской кузовов автомобиля нитрокраской поэтапно отказались, хотя автомобилисты все еще применяют такой вид краски в бытовых условиях.
В настоящий момент нитроэмали очень часто используются для обработки следующих видов поверхностей:
- Металла. Это бывает как какая-либо строительная конструкция (лестничные ограждения, полки и т.д.), так и автомобильный кузов.
- Древесины. Нитроэмалями красятся мебельные предметы, панели из дерева, подоконники и т.д.
- Стен, покрытых штукатуркой.
Необходимо обратить свое внимание! Конкретно для нанесения надписей выполняться краска в маркерах. Маркер являет собой резервуар с жёстким наконечником (стержнем).
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1047
Источник: http://versace-promo.ru/kraski-klei-gruntovki/kraski-na-nitroosnove-preimushhestva-i-nedostatki/
«Синтетика»
В 1956 году в алкидные смолы стали добавлять меламин. За меламиноалкидными эмалями среди наших мастеров давно закрепилось название: «синтетика». Почему? Одна из версий связана с тем, что для создания алкидной части этих эмалей использовались синтетические жирные кислоты. Отсюда и пошло — «синтетика», «покрасить синтетикой». Меламиноалкидные эмали у нас выпускаются под маркировкой МЛ.
Как и в предыдущем случае, при отверждении этих эмалей одновременно протекают два процесса: испарение растворителя и образование необратимой пленки. Во втором процессе также участвуют два компонента: первый — алкидная составляющая, модифицированная растительным маслом (либо раствор полиэфирной смолы); второй — меламинформальдегидная смола. До поры до времени два этих компонента мирно уживаются в одной банке, не вступая в реакцию.
В отличие от обычных алкидных эмалей алкидная составляющая меламиноалкидных эмалей содержит мало двойных связей, поэтому она (алкидная составляющая) здесь практически не вступает в реакцию с кислородом воздуха. Но зато в ее составе обязательно содержатся звенья с реакционноспособными гидроксильными группами ОН, и при повышении температуры они начинают взаимодействовать с метилольными группами меламиноалкидной смолы…
Проще говоря, при достаточном нагреве запускается реакция между двумя компонентами, в которой меламинформальдегидная смола играет роль отвердителя.
Какой же нагрев считать достаточным? Как правило, для эмалей эта температура составляет 130°С (например, для «Vika-синтал» МЛ-1110). При такой температуре «эмэлка» сохнет всего 30 минут.
Именно поэтому меламиноалкидные эмали еще называют «эмалями горячей сушки». Вы уже, наверное, догадались о преимуществах такого механизма: в отличие от отверждения кислородом, отверждение здесь проходит равномерно по всей глубине. В результате образуется надежная необратимая пленка, которая по всем физическим и декоративным свойствам, в принципе, ничем не уступает акрилу (о нем поговорим далее) — но только при условии сушки в камере.
Понятное дело, что таких температур как на конвейере, в условиях ремонтной окраски мы себе позволить не можем. Поэтому хорошим подспорьем для мастеров, работавших с «синтетикой», были специальные ускорители сушки на изоцианатной основе, позволяющие снизить температуру сушки. По сути, это отвердители, превращающие «МЛ-ку» в двухкомпонентную эмаль.
В гаражах «синтетикой» часто красили вообще безо всякой высокотемпературной сушки. Про сносное качество в этом случае можно было и не мечтать, но в условиях дефицита, когда «МЛ-ка» доставалась по огромному блату, многие были довольны и этим. Да и кроме машины, можно было найти, что ею покрасить. Например катер, дачу, окна, перила… Наверное, использование лакокрасочных материалов не по их прямому назначению — еще одна наша национальная традиция.
Эпоха алкидных эмалей и их модификаций продолжалась до середины 70-х годов. Как ни крути, эти краски, с их долгим временем высыхания и необходимостью горячей сушки, тоже были далеки от идеала. И прогресс пошел дальше…
Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3043
Источник: https://artmalyar.ru/materialy/vidy-avtomobilnyh-emalej.html
Специфика и технология работ
Допустимо ли красить подобным составом по масляной краске и масляной по прежде нанесённой нитроэмали?
Запрещается нанесение таких составов на масляные или алкидные красящие составы — может вспучиться поверхность, после чего нитроэмаль просто свернётся и слезет.
Кроме того, нитрокраска — довольно хрупкое покрытие, на нём образуются царапины и оно с лёгкостью может повреждаться при ударах.
Таким образом, при всех существенных плюсах нитроэмали у неё имеются и отрицательные стороны, требующие соблюдения некоторых тонкостей при покраске. Тогда результат выйдет отличным. Ведь нитрокраской окрашивали автомобили до 60-х годов. Лакокрасочные покрытия тех авто прекрасно выдержали испытания временем.
А вы знаете чем отличается обычная эмаль от нитроэмали? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзене. Подписавшись, вы будете в курсе всех самых интересных новостей. Перейти и .
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 950
Источник: https://tradinghub.ru/chem-otlichaetsya-obychnaya-emal-ot-nitroemali/
Недостатки акриловых красок
Недостатков у акриловых красок немного:
- Высокая по сравнению с алкидными красками цена
- Вероятность напороться на некачественный поддельный состав
- Длительный период полного высыхания – до месяца
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 222
Источник: http://stroidom-shop.ru/pravila/preimushhestva-i-nedostatki-akrilovyih-i-alkidnyih-krasok.html
Акриловая революция
С акриловыми материалами мы начали знакомиться в начале девяностых, хотя (как это часто бывает) во всем мире они использовались уже лет 30.
Попробуем разобраться, чем же так революционен акрил. Первым делом посмотрим на тару, в которой поставляются эти ЛКМ.
В отличие от эмалей, рассмотренных выше, здесь мы видим перед собой уже две банки: в одной — основа, в другой — отвердитель.
Компоненты акриловых ЛКМ, в отличие от меламиноалкидных, нельзя хранить в одной емкости — они сразу же вступят в реакцию. Поэтому материалы данной группы выпускаются в двух упаковках, содержимое которых смешивается непосредственно перед применением. Это — двухкомпонентные материалы (2K).
Допустим, мы смешали компоненты и нанесли акриловую эмаль. Чтобы понять, что происходит дальше, познакомимся поближе с каждым из компонентов.
Первый компонент содержит раствор акрилового сополимера. Это высокомолекулярное вещество, продукт совместной полимеризации акриловых мономеров — акриловой и метакриловой кислот, а также их сложных эфиров. Нам важно знать, что в составе этого сополимера содержатся звенья с гидроксильными группами ОН.
Теперь о втором компоненте — отвердителе. В его состав входит полиизоцианат, содержащий изоцианатные группы —N=C=O. Это высоко реакционноспособные соединения, легко реагирующие с гидроксильными группами ОH. Этот процесс и положен в основу отверждения акриловых материалов: когда раствор сополимера и отвердитель соединяют, гидроксильная и изоцианатная группа вступают в реакцию по следующей схеме:
Из схемы видно, что в результате реакции возникает уретановая связь (конструкция справа от стрелочки). А благодаря тому, что изоцианатные группы имеют вид трехлучевых звездочек (условно), полимер, опять же, получается «пространственно-сшитым».
Таким образом при отверждении в акриловой пленке образуется полиуретан (поэтому такие эмали еще называют полиуретановыми или акрил-уретановыми). Он-то и обеспечивает покрытию те исключительные потребительские и декоративные свойства, которыми славятся акрилы.
Вот в этом механизме отверждения и заключается главное отличие акриловых ЛКМ от материалов предыдущих поколений. По сути, теперь отверждение эмалевой пленки превратилось в управляемую химическую реакцию и теперь мы перестали зависеть от множества случайных и неподконтрольных нам факторов.
Главным преимуществом такого метода на практике стало значительное сокращение времени полного отверждения продукта. Так, при температуре воздуха 20 °С и нормальной влажности, все необратимые изменения в акриловых материалах завершаются за 16, максимум 18 часов, а в течение еще нескольких суток покрытие набирает максимальную твердость. При температуре 60 °С покрытие полностью полимеризуется уже за 40-60 минут, после чего автомобиль готов к полировке и выдаче клиенту.
Готовая пленка акриловой эмали обладает высокой твердостью (близкой к твердости стекла), стойким блеском, отменными эластичностью и износостойкостью. Акрилы устойчивы к воздействию кислот, щелочей и растворителей, обладают отличной адгезией к самым разнообразным поверхностям, стойко переносят воздействие солнечного ультрафиолетового излучения и атмосферных осадков.
Появление акриловых ЛКМ открыло новую эру в авторемонтном бизнесе, позволив даже в условиях ремонтных мастерских создавать покрытие, сопоставимое по качеству с заводским. За это и полюбили акрил, как маляры, так и потребители.
Блок: 5/7 | Кол-во символов: 3673
Источник: https://artmalyar.ru/materialy/vidy-avtomobilnyh-emalej.html
Инструкция по покраске
Поскольку нитроэмали сохнут в течение короткого времени, этот факт приходится учитывать малярам, которые в работе с этим видом красок пользуются краскопультами, а не кистями или валиками. Дело в том, что только пульверизатор или баллончик позволяет получить равномерную поверхность при покраске, а вот при работе другим инструментом остаются потеки.
Обратите внимание! В среднем расход нитрокраски составляет 100-120 граммов на квадратный метр.
Если краска наносится на металлическую поверхность, порядок выполнения работ будет следующим:
- Шлифуем наждачкой поверхность металла.
- Удаляем с поверхности следы масла и грязи. Обезжириваем металл с помощью растворителя (Уайт-спирита, бензина или ацетона).
- Когда поверхность обезжирена, наносится слой грунтовки для металла.
- Наносим первый слой краски на сухую поверхность. После получасового ожидания наносим второй. Снова ждем высыхания слоя и окрашиваем поверхность вновь. Слои должны иметь приблизительно одинаковую толщину.
- После окончания покраски тщательно вымываем емкость растворителем.
Обратите внимание! Нитроэмали придают глянцевый вид поверхности: покрытие будет выглядеть почти зеркальным. Однако чтобы получить такой эффект, черновую поверхность нужно хорошо подготовить, доведя ее до идеальной гладкости.
Покраска деревянных изделий осуществляется схожим образом, но имеются и отличия:
- Очищаем поверхность от древесных масел и смол, а также от старого слоя краски. Для этого используем наждачку, шпатель или средства химической очистки.
- Грунтуем древесину антисептическим средством. Стоит эта жидкость недорого, но эффективность ее несомненна. Антисептик не только защищает древесину от микроорганизмов и гниения, но и улучшает адгезивные качества материала.
- Наносим нитрокраску на абсолютно сухую поверхность в несколько слоев.
Нитроэмали по-прежнему пользуются определенным спросом из-за своей ценовой доступности. Однако многочисленные недостатки нитроэмалей и, в первую очередь, их токсичность заставляют многих покупателей сделать выбор в пользу более прочных и экологически чистых красок.
Нитроэмаль: плюсы и минусы
Одной из разновидностей лакокрасочных материалов, предлагаемых на рынке и широко используемых в строительстве и ремонте, является нитроэмаль. Другое название – нитрокраска. На упаковках также может стоят аббревиатура «НЦ» – нитроцеллюлоза.
Что такое нитроэмаль? С точки зрения химика – эмалевая краска, основанная на нитрате целлюлозы. Это химическое соединение, которое получают в результате обработки целлюлозы азотной кислотой.
Нитрокраску обычно продают в готовом виде. Разбавлять растворителем не требуется. Только нужно тщательно перемешать. При необходимости дефекты и загрязнения нитрокраски можно удалить ацетоном или растворителем № 647.
Блок: 8/11 | Кол-во символов: 2734
Источник: https://blogokraske.ru/kraski/vidyi-krasok/nitroemali-primenenie-i-tehnika-naneseniya.html
Красота, да и только. «Металлики» и «перламутры»
Следующий шаг эволюции связан с появлением «эффектных» покрытий.
Еще в эпоху алкида разработчики ЛКМ додумались добавлять в эмаль крохотные чешуйки алюминиевой пудры, которые, как микро-зеркала, должны были отражать падающий на них свет и придавать покрытию искрящийся, «металлический» эффект.
Однако широкой популярности первые «металлики» не снискали, поскольку они не удовлетворяли требованиям долговечности: при добавлении в алкидную эмаль алюминиевых частиц последние становились причиной быстрого помутнения и выцветания эмали.
Да и эффектные их возможности оставляли желать лучшего. Так как это была однослойная (одностадийная) система, невозможно было добиться сколь-нибудь впечатляющих визуальных эффектов. Такие «металлики» можно встретить, например, на старых велосипедных рамах, и разглядеть там металлические включения можно разве что под лупой.
И тогда лакокрасочники пошли другим путем: создали двухслойную систему «базовая эмаль плюс прозрачный лак».
Базовые эмали содержат много растворителя и быстро сохнут, но сами по себе они смотрятся убого, да и стойкость к атмосферным воздействиям у них скверная. Но после нанесения прозрачного лака происходит чудесное превращение. Покрытие «оживает» и становится сказочно красивым, появляется глубина и насыщенность цвета.
Двухслойные покрытия оказались не только «красивше», но и прочнее, долговечнее. Цветной слой ведь находится под прочным лаковым панцирем, обеспечивающим надежную защиту от агрессивных внешних воздействий, особенно от света — этого злостного разрушителя полимеров.
В химическом отношении прозрачные лаки сходны с вышеописанными акриловыми ЛКМ. Главное отличие — отсутствие цветовых пигментов. Кстати, лаки могут быть не только высокоглянцевыми, но и матовыми, и даже с регулируемым блеском.
Что касается базовых эмалей, то конструируют их по-разному. Одним из наиболее распространенных вариантов является комбинация полиэфира, меламинформальдегидной смолы (напоминает эмали МЛ) и ацетобутирата целлюлозы (вспоминаем нитроэмали НЦ). Только в отличие от нитрата целлюлозы ацетобутират устойчив к ультрафиолету.
Поначалу в базовых эмалях применялся только алюминий, но в конце 80-х годов в качестве эффектных пигментов начали использовать частицы из обработанной слюды. Так появились краски с эффектом «перламутр» — похожие на «металлик», но с более нежным, благородным блеском. В отличие от плоских чешуек алюминия, отражающих свет солнечных лучей под определенным углом, «перламутровые» частички рассеивают падающий свет, что и рождает эффект спокойного, «матового» блеска.
Совершенствование декоративных возможностей лакокрасочных покрытий не прекращается и в наши дни. Если в свое время предметом недосягаемой роскоши и вожделения автовладельцев были металлики с экзотическими названиями «брызги шампанского» или «мокрый асфальт», то сегодня на рынке представлены и трехслойные «перламутры», и «ксираллики», и «хамелеоны». А что будет дальше — вообще неизвестно. Поживем увидим…
Блок: 6/7 | Кол-во символов: 3015
Источник: https://artmalyar.ru/materialy/vidy-avtomobilnyh-emalej.html
Преимущества и недостатки нитроцеллюлозы
К преимуществам данного вида краски можно отнести:
- Устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Покрытие не выгорает на протяжении многих лет;
- Стойкость к влаге.
- Быстрое высыхание. Стандартный промежуток времени, требующийся на высыхание покрашенной поверхности, составляет от 10 минут до получаса (в условиях комнатной температуры). Не требуется никакого оборудования для сушки.
- Возможность получить отличные эстетические характеристики покрытия.
- Лакокрасочный состав подходит для окрашивания самых разнообразных материалов, в числе которых древесина, штукатурка, металл, бетон и т.д.
- Возможность применения как снаружи, так внутри здания.
- Нитроэмали отличаются доступными ценами.
Следует отметить такие недостатки нитроцеллюлозных эмалей:
- Основной недостаток нитроэмалей – высокий уровень токсичности. Работать с этим ЛКМ можно только в респираторе. В помещении должна быть хорошая циркуляция воздуха. В связи с повышенным содержанием токсинов нитроцеллюлозные краски ограничены в распространении или даже находятся под запретом.
- Пожароопасность. Нитрокраски нельзя держать поблизости от источников открытого огня.
- Нитроэмали несовместимы с масляными, алкидными и акриловыми покрытиями. В перечисленных случаях не удастся обеспечить достаточную адгезию.
- Недостаток механической прочности. Покрытие легко трескается при механическом воздействии.
- Белесые разводы на поверхности. Их причиной становится повышенный уровень влажности в помещении. Белые пятна появляются вследствие испарения ацетона и одновременного охлаждения поверхности. Если помещение эксплуатируется в условиях высокой влажности, вместо ацетона рекомендуется использовать менее летучую разновидность растворителя, к примеру, амилацетат или бутилацетат. При этом в слишком влажных помещениях лучше вообще отказаться от использования нитрокрасок. Максимально допустимая влажность воздуха в помещении, окрашенном этим видом краски, не должна превышать 70%.
Блок: 7/11 | Кол-во символов: 1947
Источник: https://blogokraske.ru/kraski/vidyi-krasok/nitroemali-primenenie-i-tehnika-naneseniya.html
Борьба за экологию. Эмали на водной основе
Любая автомобильная краска состоит из трех основных компонентов: пигмента, смолы и растворителя, который, как известно, токсичен.
Со второй половины 80-х годов борьба за экологию затронула и автокраски, и, подстегиваемые все более жесткими экологическими требованиями, химики стали искать способы снижения вредных выбросов при покраске автомобилей.
Добиться этого можно было двумя путями. Первый — увеличить в лакокрасочном материале процентное содержание сухого остатка. Так родились материалы HS (high solid), в которых содержание сухого остатка составляет 55—65%, а затем и VHS/UHS (very high solid и ultra high solid), где этот процент достигает восьмидесяти.
Справедливости ради скажем, что появление этих материалов диктовалось не только экологическими, но и чисто практическими мотивами. HS-материалы обладают большей вязкостью, поэтому для достижения рекомендованной толщины их можно наносить в полтора слоя вместо двух, а расход материала при этом сокращается на 30%. А VHS-материалы допускается наносить и вовсе в один слой!
Но безгранично уменьшать содержание растворителя в краске невозможно — вязкость станет слишком большой.
Поэтому постепенно определился второй путь: заменить вредные органические растворители чем-нибудь безобидным, например водой. Тем более что в других отраслях промышленности водорастворимые лакокрасочные материалы применяются давно и успешно. Те же потолки в квартирах водоэмульсионкой красят у нас все поголовно начиная с семидесятых годов.
Больше всего растворителей содержится в базовых эмалях. Их-то и взялись переделывать «под воду» в первую очередь. Задача эта оказалась непростой — пришлось перерабатывать и смолы, и пигменты, и добавки. Почему пришлось?
Потому, что вода, в отличие от «органики», обладает совершенно иными физическими и химическими свойствами. Воду называют растворителем, но растворять смолы для автомобильных покрытий она неспособна — растворы эти получаются мутными (а должны быть прозрачными).
Поэтому при изготовлении водоразбавляемых ЛКМ смолы переводят в состояние эмульсий, представляющих собой дисперсии мельчайших (субмикро- и наноразмерных) частиц смолы в воде. Вода таким образом выступает как дисперсионная среда и успешно понижает вязкость.
За примерами эмульсий далеко ходить не надо: взять хотя бы молоко. В нем капли молочного жира распределены в водной среде. Или тот же майонез, кетчуп.
На примере этих продуктов питания можно понять некоторые особенности водно-дисперсионных ЛКМ. Возьмите майонез и попробуйте его заморозить, а затем разморозьте. Продукт расслоится на фракции и перемешать их в однородную эмульсию уже не удастся.
Также ведут себя при замораживании и водные ЛКМ. После размораживания они меняют цвет, превращаясь в мутно-молочные вместо прозрачных, или меняют консистенцию — появляются творожистые комочки.
Отсюда главное требование к таким материалам: их температура ни при каких обстоятельствах не должна опускаться ниже +5 °С. Поэтому для наших погодных условий обязательны отапливаемые склады и теплые фуры для перевозки. А это создает дополнительные трудности как для импортеров, так и для потребителей.
Производители ЛКМ, насколько это возможно, пытаются решить проблему с морозоустойчивостью. Сделать это необычайно сложно (как заставить воду не замерзать?). Пожалуй, наилучших результатов на этом поприще пока сумел достичь концерн BASF со своими водными ONYX HD.
Цветовые компоненты ONYX HD не содержат в своем составе воды, а потому не боятся мороза и при оттаивании не меняют своих свойств. Расслоению после размораживания подвержены только два продукта системы: биндер и растворитель. Эти материалы поставляются в довольно больших канистрах, а такие предохранить от холода проще, чем множество мелких баночек цветовых компонентов.
Говорящая лакокрасочных продуктов ONYX HD — банка с тонером вмороженная в кусок льда.
Краски на водной основе уже используют как на конвейерах, так и в автосервисах. И не только краски: современная лакокрасочная индустрия предлагает материалы на водной основе для всех слоев, формирующих авторемонтное ЛКП, включая антигравийные покрытия, грунты и лаки.
Те, кто работают с водными ЛКМ отмечают их технологические преимущества по сравнению с органоразбавляемыми: легкость нанесения, превосходную укрывистость (благодаря высокой концентрации пигментов), практически полное отсутствие полос и «яблочности», присущих многим органорастворимым базам.
Новые материалы не ломают кардинально привычных технологий ремонта и не требуют принципиально иного оборудования, поскольку их разработчики старались сохранить полную технологическую преемственность. Хотя определенный «апгрейд» оборудования, конечно, необходим.
Потребуют новые материалы и некоторых новых знаний, пусть небольших, но ясных и точных. А для нашей страны — еще и особой логистики с учетом климата морозных просторов. И тогда экологичные ЛКМ получат в России более широкое распространение.
Таков тернистый путь эволюции автомобильных эмалей. От обратимой пленки «нитро», через отверждаемое кислородом покрытие «алкида» и пространственную сетку «синтетики», до полиуретановой «сшивки» «акрила», фантастических эффектов двух- и трехслойных систем и экологичных эмалей на водной основе. И все это менее, чем за сто лет! Подумать только…
Но совершенствование автоэмалей не прекращается и сегодня. Что зреет в умах инженеров-химиков мы скоро узнаем, точнее увидим.
Блок: 7/7 | Кол-во символов: 5427
Источник: https://artmalyar.ru/materialy/vidy-avtomobilnyh-emalej.html
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 36737
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- http://versace-promo.ru/kraski-klei-gruntovki/kraski-na-nitroosnove-preimushhestva-i-nedostatki/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1047 (3%)
- https://blogokraske.ru/kraski/vidyi-krasok/nitroemali-primenenie-i-tehnika-naneseniya.html: использовано 3 блоков из 11, кол-во символов 5749 (16%)
- https://tradinghub.ru/chem-otlichaetsya-obychnaya-emal-ot-nitroemali/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2146 (6%)
- https://polezno-vsem.ru/content/550-nitroemal-plyusy-i-minusy: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 913 (2%)
- https://artmalyar.ru/materialy/vidy-avtomobilnyh-emalej.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 23625 (64%)
- http://stroidom-shop.ru/pravila/preimushhestva-i-nedostatki-akrilovyih-i-alkidnyih-krasok.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 3257 (9%)
Источник: |