Виды, состав и техника нанесения масляных лаков: лучше один раз увидеть

Олифа или «варёное масло» (как ее называли в древности) это жидкий состав образующий пленку, что образуется в результате переработки растительных масел (путем окисления или длительной термической обработки) или жирных алкидных смол, к еще называют сиккативами. Олифу используют в качестве защитной пропитки для разнообразных поверхностей, как грунтовка перед окрашиванием, как основа для разных видов краски и даже выступает как покрытие для декора интерьера.

Блок: 1/20 | Кол-во символов: 460
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Содержание

Виды олифы

Исходя из составляющих, олифу классифицируют по следующим видам:

  1. натуральные;
  2. полунатуральные;
  3. синтетические.

Наиболее широкое распространение на данный момент нашли следующие типы: натуральная, оксоль олифа и комбинированная. К тому же часто используют алкидные, и даже композиционные.

Блок: 2/20 | Кол-во символов: 292
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Применение лаков в строительстве и ремонте

Обычно лакокрасочные материалы применяют на завершающих фазах проведения строительных, ремонтных работ или при завершении реставрации. Возьмём, например, деревянные покрытия. Их можно обработать различными способами. Один из вариантов – обработка такой техническим материалом, как антисептик. Можно использовать лаковое покрытие, которое придаст поверхности гладкость, сделает её более ровной. А возможно просто деревянную поверхность покрасить. А самым оптимальным вариантом будет использование всех вышеперечисленных материалов совместно. 

Химические технологии в современном мире хорошо развиты. С их помощью можно создавать широчайший спектр лакокрасочных и клеевых материалов, жидкостей технического назначения, которые можно применять в различных сферах деятельности. Подробно останавливаться на этих веществах не будем, поговорим немного о строительных лаках.

Таблица. Параметры лаков

Характеристика Описание
Износостойкость
Внешний вид
Время высыхания
Токсичность
Необходимость грунтовки

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1056
Источник: http://lkmprom.ru/analitika/klassifikatsiya-lakovykh-materialov/

Преимущества и недостатки

К достоинствам масляных лаков относят следующие факторы:

  • Экологическая безопасность продукции.
  • Лак подчёркивает структуру древесины, углубляет её тон и придаёт деревянным поверхностям определённый шарм своим блеском.
  • Глубоко проникает в текстуру, при этом позволяет дышать древесине, что продлевает срок её эксплуатации.
  • Высокая адгезия к применяемым материалам, хорошая растекаемость по поверхности.
  • Широкая распространённость и возможность использования в различных целях.

Из минусов отмечают длительное высыхание даже тонкого слоя, сложность нанесения, которая объясняется склонностью к потёкам, что, в свою очередь, ограничивает применение по резным изделиям из древесины.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 710
Источник: https://stroy-inform.ru/znaniya/articles/vidy-sostav-i-tehnologiya-naneseniya-maslyanyh-lakov

Классификация лакокрасочных материалов

Систематизируют лаковые материалы по различным признакам. Например, при применении лаков в качестве защитной плёнки от коррозии наиболее важной характеристикой является адгезия — степень приклеивания к поверхности.

Можно классифицировать по показателю блеска — могут быть с различной степенью глянцевого блеска либо различного уровня матовости.

По функциональному использованию – для подготовки строительных жидкостей, обработки паркетных полов, отделки мебели.

По основе лакового покрытия – на основе воды или спирта.

Можно систематизировать по типу материала, образующего поверхностную плёнку. Можно выделить лаки с масляной, битумной, алкидной, эпоксидной, спиртовой, полиакрилатной, алкидно-карбамидной основой.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 761
Источник: http://lkmprom.ru/analitika/klassifikatsiya-lakovykh-materialov/

Лаки покрывные (картинные лаки)

Под лаковым покрытием понимается нанесённый на всю поверхность картины тонкий слой лака. Цель нанесения лака, то есть создание лаковой плёнки, двоякая:

  • защитить живопись от различных внешних воздействий: трения, ударов, запыления, действия водяных паров, газов и пр.
  • усилить эффект глубины и звучности красок.

Свойства лака

Из свойств, связанных с функцией защитного слоя и оптического фактора, в первую очередь оценивается эластичность плёнки, растяжимость, твердость, прилипаемость, толщина, глянец, преломление света, цвет и прозрачность. С точки зрения консервации, больше всего ценна её растворяемость, стойкость к вредным физическим и химическим воздействиям, условия её старения, выветривания и т. д.

Эластичность и упругость. Лаковая плёнка должна быть достаточно эластичной, чтобы она была способна преодолевать напряжения, вызываемые изменениями атмосферной влажности и температуры, действующими на все составные части картины. Пока плёнка эластична, в ней легко компенсируются колебания объёма материалов, содержащихся в картинах, и она остается неповреждённой. Однако если плёнка теряет необходимую эластичность, будь то под влиянием совершающихся в ней физико-химических процессов, вызываемых самим составом её веществ, или вследствие старения,— она разрывается в результате попеременного растяжения и сжатия и покрывается бесчисленным количеством мелких трещин, которые на поверхности проявляются в виде помутнения. На последней стадии этого повреждения происходит распад частичек лаковой плёнки— «порошкование». Макс Петтенкофер, автор метода регенерации помутневших лаков, назвал это явление «ослаблением молекулярного сцепления лака».

Масляные лаки достаточно эластичны сами по себе. Хотя функцию пластификатора эффективно выполняют масляные компоненты, однако их эластичность падает пропорционально старению, так как эластичный и мягкий линоксин в результате окисления и полимеризации становится хрупким и твердым. Медленно высыхающие масла, подвергающиеся лишь весьма медленным химическим изменениям, сохраняют эластичность лаковой плёнки дольше, чем быстро сохнущие масла. Поэтому сиккативы, ускоряющие высыхание масляных лаков, снижают эластичность лаковой плёнки и тем самым — её прочность. Замена олифы полимеризованным маслом приводит к существенному улучшению стойкости масляных лаков, так как полимеризованное масло сохраняет эластичность плёнки значительно дольше. О сиккативах, следовательно, можно в общем сказать, что они неблагоприятно влияют на эластичность лаковой плёнки; они даже прямо угрожают её существованию, причем каждый вид сиккатива — по-своему и в неодинаковой степени. Следовательно, с точки зрения сохранности живописи, быстрое высыхание масляных лаков не является преимуществом, а наоборот — недостатком, хотя затруднения, являющиеся следствием медленного высыхания (например, оседание пыли), значительны. Можно, однако, ускорить высыхание и без вредных последствий, то есть создав соответствующую температуру, свет и сухой воздух в помещении.

В условиях пониженных температур уменьшается эластичность лаковых плёнок. Натуральные и искусственные смолы и пчелиный воск значительно более хрупки на холоду, чем при нормальной температуре. В связи с подвижностью основания и в результате механических ударов пли давления в плёнках образуются при пониженной эластичности незаметные трещинки, которые в соответствии с физическими законами действуют как небольшие рычаги. Такой слой впоследствии растрескивается и при нормальных условиях, при значительно меньшем напряжении, чем то, которое необходимо для плёнки не находившейся в условиях пониженных температур. Сильное охлаждение хуже всего переносят масляные лаки и глифталевые смолы.

При повышении температуры (в пределах атмосферной температуры) повышается эластичность термопластичных смол и линоксина, между тем как нитроцеллюлоза, наоборот, уже при 50 °C становится весьма хрупкой и быстро разлагается. Дальнейшее повышение температуры действует на большинство лаков разрушительно. Температуру около 100 °C переносят относительно хорошо только масляные лаки из твердых смол, содержащие большой процент полимеризованного масла, плёнка которого неплавкая, и лаки из новых материалов, отверждающиеся нагреванием.

Эластичность. При покрытии лаком необходимо тщательно соблюдать основные законы эластичности последовательно наносимых слоев. Если лаковое покрытие состоит из двух или более слоев, то менее эластичный слой должен находиться снизу, а более эластичный сверху, иначе лак растрескивается. По этой причине масляную живопись являющуюся эластичной и мягкой, нельзя лакировать хрупкими и твердыми лаками, например, спиртовыми (шеллаком).

Твердость. Лаковая плёнка должна быть достаточно твердой, чтобы противостоять механическому повреждению. Слишком мягкий пчелиный воск недостаточно предохраняет живопись против механических воздействий, а так как он термопластичен, то при повышенной температуре становится липким, что является причиной быстрого загрязнения поверхности живописи. Поэтому как воск, так и высыхающие масла, линоксин которых также бывает вначале слишком мягким, смешивают со смолами, изготовляя лаки средней твердости, самые пригодные для покрытия картин. Типичные твердые лаки: сандарачные, шеллачные на летучих растворителях, лаки из производных целлюлозы и некоторые синтетические лаки,— на более мягкой живописи, особенно на холсте, растрескиваются.

Прилипание. Лаковая плёнка прилипает лучше к шероховатой и пористой поверхности покрываемой лаком плоскости. Низковязкие и сильно разжиженные лаки проникают глубже в живопись и прочно с ней соединяются при этом они придают краскам большую насыщенность цвета, чем высоковязкие лаки. Высоковязкие лаки, наоборот, остаются на поверхности и вызывают меньше оптических изменений. Прилипание плёнок из натуральных смол и высыхающих масел весьма удовлетворительно. В противоположность этому, плёнки из производных целлюлозы и большей части искусственных смол хуже прилипают к покрываемой поверхности, и если эта поверхность вполне гладкая, то их часто можно просто снять, как оболочку. (Уже из этого видно, как опасно применять их для изоляции мелового грунта, как это иногда неправильно рекомендуют.) Прилипание синтетических лаков усиливают добавлением природных смол: даммары, шеллака или сандарака.

Преломление света. Лаковая плёнка выполняет на картине, наряду с защитной функцией, ещё и оптическую функцию, то есть придаёт живописи большую или меньшую глубину и насыщенность. На картинах, писанных красками с низким показателем преломления, лаки, сильно преломляющие свет, могут вызвать мгновенное потемнение всей живописи. Показатели преломления света разных веществ, которые являются основой связующих красок и лаков, весьма различны. Из сопоставления показателей преломления вытекает, что смесь даммары с воском не вызывает потемнения масляной живописи и что изменения, вызываемые этим лаком у темпер, меньше изменений, вызываемых масляными копаловыми лаками или летучими смоляными лаками. Из той же таблицы показателей преломления видно также, что если мы добавим в масляные краски копаловые лаки, то они приобретут (в особенность лессировочные краски) большую глубину, нежели при разбавлении скипидаром или маслом.

Глянец. Лаковая плёнка с сильно глянцевой поверхностью не рассеивает света и поэтому помогает вызвать наибольшую глубину красок и выявляет детали тёмных, тонко нюансированных частей, которые являются тем более выразительными, чем меньше рассеян свет. Для светотеневой живописи (например. XVII—XIX веков) такие глянцевые лаки являются наиболее пригодными. В противоположность этому живопись, главным выразительным средством которой является красочная декоративная поверхность (например, средневековая живопись и конечно, многие современные картины), нуждается в умеренно глянцевых или совершенно не глянцевых лаках. Сильный глянец смоляных и масляных лаков можно умерить небольшой добавкой воска либо нанесением на глянцевую совершенно высохшую лаковую плёнку весьма тонкого слоя воска.

Дефекты, вызываемые влажностью. Влага или длительное воздействие атмосферной влажности вызывает на поверхности лаковой плёнки синеватые налёты и помутнение, ослабляет также её адгезию к живописной поверхности до такой степени, что, в конце концов, она превращается в порошок и распадается. Воздействию влажности подвергаются легче всего лаки из самых мягких смол — канифоли, даммары, мастикса, которые отличаются такой небольшой стойкостью, что достаточно оставить покрытые ими картины на ночь у открытого окна, чтобы на их поверхности появился синеватый налёт. Наибольшей стойкостью к действию влажности отличаются восковые и смоляные лаки с примесью полимеризованных масел.

Большинство лаков не представляет собой непроницаемый для влаги слой на живописи, а, наоборот, способствует перенесению влажности на нижние слои. Это, конечно, имеет большое значение для консервации картин. Из разных веществ лучше всего предохраняют живопись воска и природные смолы, через которые влага не проходит. Масляная плёнка является в этом отношении менее надежной, так как она пропускает влагу. Более всего пропускают влагу некоторые искусственные смолы и ряд производных целлюлозы, как, например, ацетил и метилцеллюлоза, являющиеся недостаточно влагостойкими. Эффективным средством, повышающим стойкость лаковой плёнки к влажности, является тонкий слой воска, нанесённый на поверхность вполне высохшего лака.

Пожелтение лаковой плёнки, вызывается как окислением, так и ультрафиолетовыми лучами. Лаки, которые задерживают ультрафиолетовые лучи, сильно желтеют, под воздействием этих лучей они частично разлагаются. Под воздействием ультрафиолетовых лучей денитрируется ятроцеллюлоза, а многие искусственные смолы деполимеризуются на свету. Этот серьёзный недостаток частично устраняют тем, что в несветостойкие лаки добавляют вещества, поглощающие ультрафиолетовые лучи, благодаря чему они теряют способность вредно влиять на лаковую плёнку. Примечательно то, что этой способностью обладают и некоторые пигменты, особенно белые, которые, будучи диспергированы в лаковой плёнке, повышают её прочность.

Масла совершенно не способны защищать краски от действия на них газов (в частности сероводорода, от которого масляная краска быстро чернеет), тогда как те же краски, крытые лаком, остаются без изменения даже при интенсивном действии на них сероводорода. Ввиду этого через 1 или 2 года после окончания работы над картиной, в зависимости от степени её просыхания, живопись покрывается картинным лаком специального состава.

Благодаря лаковой плёнке получается безукоризненно гладкая, правильно отражающая цвет поверхность, которая отражает падающий свет лишь в одном направлении. Лак, покрывая живопись, придаёт краскам звучность, создаёт в известной степени теплые и погашает холодные тона, наиболее полно выявляя всю красочную гамму, углубляет и делает прозрачными теневые места, одновременно углубляя и придавая прозрачность теневым местам живописи. Лак в темпере является окончательной лессировкой.

Лаковая плёнка должна быть достаточно прочной, твердой, крепкой и в то же время эластичной, что особенно важно в масляной живописи на холсте. Она также должна быть достаточно устойчивой в отношении различных внешних воздействий как физических, так химических и механических. Эластичность является необходимым условием для лаковой плёнки, так как, когда предметы, покрытые лаком, приходят в движение или воспринимают механические воздействия, то лаковая плёнка должна растягиваться, сжиматься и изменять свою форму, не разрываясь и не отскакивая от поверхности предмета. Лаковая плёнка образуется из веществ, входящих в состав лака в качестве его составных частей, как-то: масла, различные смолы и т. д. Само образование плёнки происходит в результате сложных физико-химических процессов, происходящих при вступлении только что нанесённого слоя лака во взаимодействие с кислородом воздуха. В результате этих процессов лаковая плёнка становится твердой и вместе с тем эластичной, хорошо противостоит различным внешним воздействиям и является превосходным изолирующим слоем.

Лаки, служащие для покрывания картины, приготовляются из твердых и мягких смол (природных и/или искусственных) и разбавителей (масел, терпентинов, уайт-спирита и др.). Масла надо использовать исключительно эфирные, так как, защищая живопись, лаки изнашиваются, тускнеют, желтеют и подлежат от поры до времени удалению с поверхности картины для замены новыми лаками, между тем удаление масляных лаков сопряжено с большими затруднениями. На этом же основании обыкновенно принято готовить лаки из мягких смол, даммара и мастики, растворяя их в скипидаре и нефти, так как их легко удалить с картины при надобности.

Рецепты

Можно рекомендовать картинные лаки, составленные по приводимым ниже рецептам:

Мастичный лак:

• 14 частей — мастики в порошке

• 44 части — скипидара

• 6 частей — толчёного стекла

• 2 части — венецианского терпентина

Даммаровый лак:

• 100 частей — даммара

• 300 частей — скипидара

• 1 часть — касторового масла

Приготовляя эти лаки, необходимо следить за тем, чтобы скипидар и смолы не содержали в себе воды! Что очень важно, так как от воды даммарный лак мутнеет.

Толчёное стекло в мастичном лаке играет роль разъединителя частиц смолы, облегчающего её растворение; касторовое же не высыхающее масло в даммаровом лаке служит для придания ему эластичности.

Копайский бальзам в натуральном своём виде также может служить хорошим картинным лаком, не теряющим своей прозрачности под действием сырости; но чаще всего практикуется покрывание масляной живописи мастичными и даммаровыми скипидарными лаками, свойства которых таковы: мастичные лаки более окрашены, нежели даммаровые, и желтеют ещё впоследствии, зато все время сохраняют свою прозрачность; даммаровые же лаки почти бесцветны и не желтеют, но с течением времени становятся малопрозрачными. Помутневший таким образом даммаровый лак под парами спирта, впрочем, снова приобретает первоначальную свежесть.

К сожалению, к отрицательным свойствам лаков, приготовленных из натуральных смол, относиться их способность желтеть, становиться коричневыми, покрываться сетью кракелюра, белеть, а иногда и полностью терять прозрачность. Изменение цвета зависит и от масел, на которых или с участием которых приготовляется лак, а также от естественного старения смол. Защитные достоинства лаковых покрытий сохраняются, но изменение цвета плёнки не позволяет зрителю различать цвета и моделировку формы, а иногда и вообще различить, что же изображено на картине.

Для придачи живописи матовой поверхности она покрывается «глютенем-элеми»; тех же результатов можно достичь покрыванием живописи раствором хороших бесцветных сортов парафина или церезина в скипидаре. Пропорция между ними такова: на 1 часть парафина или церезина берется 5 частей скипидара. Лак этот становится матовым только после достаточного высыхания и не ранее, как на другой день после его нанесения.

Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23 %) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой плёнки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.

Лак акрил-фисташковый представляет собой смесь синтетической полибутилметакриловой смолы, незначительного количества фисташковой смолы (мастикса) с скипидаром или пиненом. Плёнка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит плёнки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи более медленно, чем лака мастичного.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 15648
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8

Олифы полунатуральные

Представители данного вида получили еще и свое второе название «оксоль», технологически они изготовляются также из масел, но, подвергнутых оксидированию, с добавлением растворителей и сиккативов. При этом в процентном соотношении масло занимает 55%, растворитель (наиболее часто применяется уайт-спирит) составляет не менее 40%. Жидкость из-за такого состава отличается довольно неприятным и резким запахом, который может держаться некоторое время и после высыхания.

По себестоимости оксоль значительно экономически выгоднее натуральной, но при этом практически не имеет отличий по основным свойствам и внешне практически идентична.

Наиболее ценится оксоль, произведенная из масла льна — пленка такого продукта отличается твердостью, эластичностью, водостойкостью и что примечательно наибольшей долговечностью.

Для еще большего удешевления производят также и из масла подсолнечника, но пленка ее значительно ниже по характеристикам, чем из масла льна.

Блок: 4/20 | Кол-во символов: 969
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Олифа комбинированная

Этот вид олифы практически идентичен полунатуральным, кроме процентного соотношения: процент масла составляет около 70% и 30% остается на растворитель. Добываются полимеризацией и обезвоживанием высыхающего и полувысыхающего масла. Основное направление для использования данного продукта — производство красок густотертых. Промышленно производят марки К-2, 3, 4, 5. Время полного высыхания не превышает суток.

Таблица 2. Показатели комбинированных олиф

Блок: 5/20 | Кол-во символов: 472
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Состав

Для изготовления масляных лаков используют следующие компоненты.

Масла

При производстве лаков в основном применяются высыхающие масла, полувысыхающие используются редко, а невысыхающие виды не используются вовсе. Основным сырьём растительного происхождения является льняное масло. Кроме этого используется тунговое, хлопковое и древесное масло. Некоторые производители смешивают масла в различных пропорциях, что позволяет получить лаки с уникальными свойствами и своеобразным оттенком. Используемые для изготовления лаковой продукции масла могут быть как в естественном состоянии, так и в переработанном (оксидированные или полимеризованные).

Твёрдые и мягкие смолы

Отличие лаков, изготовленных с использованием мягких смол – незначительная стойкость к любым видам воздействия. Например, продукт на основе канифоли и льняной олифы быстро темнеет (становится тёмно-коричневым) и выветривается. Наиболее востребованным техническим лаком считается состав, получаемый из этерифицированной канифоли, расплавленной в полимеризованном масле.

Лаки, полученные из твёрдых смол, образуют более прочные и стойкие к различным воздействиям покрытия. Чаще всего используется янтарь и различные копалы: занзибарские, конго, каури. Кроме натуральных смол, используются и синтетические аналоги, из которых при смешивании с полимеризованными маслами получают технические лаки с высокими физико-механическими показателями.

Растворители или разжижители

В качестве разжижителей смолянисто-масляной субстанции в заводских условиях используется уайт-спирит, скипидар, сольвент-нафта, ксилол. Если необходимо повысить текучесть масляного лака непосредственно перед применением, следует использовать только рекомендуемый производителем растворитель. Если пренебречь этим правилом и использовать другой разжижитель, может выделиться смола в виде мути с последующим выпадением в осадок. Это может произойти прямо в образующейся плёнке уже после нанесения лака на обрабатываемую поверхность. В этом случае значительно снижается глянцевый блеск покрытия и увеличивается срок высыхания.

Сиккативы

В качестве ускорителей отвердевания и высыхания масел используются некоторые металлы, точнее, их различные комбинации. Наиболее используемыми металлами являются кобальт, марганец и свинец – именно они способствуют наиболее быстрому образованию устойчивой поверхностной плёнки на тонком слое масляного лака.

Технология получения сиккативов довольно сложна: их получают плавлением, осаждением или при помощи химических реакций. В результате получаются вещества, которые делятся на несколько групп: сухие и мокрые, а также труднорастворимые и легкорастворимые сиккативы. Наиболее распространённые катализаторы отверждения – резинаты, нафтенаты, линолеаты.

Технология изготовления

Основная технология производства масляно-смоляных лаков основана на методе варки: масла разогревают до определённой температуры, после чего в них растворяют предварительно расплавленные смолы. Этот метод позволяет применять как твёрдые, так и мягкие виды смол. По окончании варки в ещё горячую смесь вводят необходимое количество сиккативов, а после остывания – растворители для получения необходимой текучести. Холодный метод получения лаковых составов заключается в растворении мягких смол в смеси масла и растворителя.

Осветление готового лака осуществляется двумя способами:

  1. Естественное осветление заключается в длительном хранении продукции сроком до одного года в специальных условиях. Длительность этого метода зависит от типа масел и смол, использованных при изготовлении лака.
  2. Искусственное осветление достигается методом прогонки разогретого состава через специальные фильтры или центрифугу.

В процессе производства и расчёта процентного соотношения ингредиентов учитывается тот факт, что чем дольше сохнет лак (в естественных условиях), тем прочнее оказывается покрытие. При этом твёрдость и эластичность покрытия зависит от количества масла: чем его больше, тем эластичней и мягче будет высохший слой лака.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 3991
Источник: https://stroy-inform.ru/znaniya/articles/vidy-sostav-i-tehnologiya-naneseniya-maslyanyh-lakov

Олифы алкидные

Термохимическая переработка полувысыхающего и невысыхающего масла дает полученной в результате алкидной олифе высокую высыхающую способность. К тому же по совокупности свойств она имеет выше значения по твердости, долговечности, водостойкости и атмосферостойкости, чем олифы оксоль. Благодаря этому данный вид рассматривается как более перспективный, поскольку позволяет снизить затраты растительного масла на производство. Единственным недостатком можно назвать загустение в процессе хранения, что связано с тем, что свободные жирные кислоты, которых большое количество вступают в реакцию с пигментами минеральными и появляются металлические мыла не растворимые. Это не позволяет использовать продукт для изготовления густотертой краски, но не мешает массово использовать для их разведения до требуемой консистенции.

Блок: 6/20 | Кол-во символов: 831
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Различные лаковые оттенки

Изготавливают масляный лак для дерева различных оттенков, это может быть светло-желтый или даже темно-коричневый цвет. Достаточно редко можно купить абсолютно бесцветный, прозрачный масляный лак. Однако даже если наносится на дерево темно-коричневый состав, то его слой очень тонкий, поэтому оттенок почти незаметен на деревянной поверхности. Но если нанести 3-5 слоев на конструкцию, то темный цвет будет заметен гораздо сильнее.

Обычно масляные лаки, имеющие желтоватый или коричневый оттенок, спустя определенный период времени обесцвечиваются, так как на них воздействуют лучи солнца. Во время высыхания масляной пленки, под воздействием ультрафиолетовых лучей нанесенный слой становится практически прозрачным, так как он очень чувствителен к солнечному излучению. Следовательно, наличие определенного оттенка у масляного лака – это совсем не недостаток.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 883
Источник: https://nakrasku.ru/laki/vidy-maslyanyh-lakov

МА 592

Этот лаковый раствор состоит из нескольких полимеризованных масел – тунгового, подсолнечного и хлопкового. В составе также глицериновый канифолевый эфир, сиккативы и Уайт-спирит. В основном данный лак применяется для защиты металлических поверхностей, которые он надежно защищает от ржавчины и коррозии. МА 592 в течение длительного времени защищает материал, после высыхания этого состава на поверхности создается прочная, твердая, и полностью прозрачная защитная пленка.

Данный раствор используется в качестве электроизоляционного слоя медной проводки, МА 592 можно эксплуатировать даже в тропическом климате. Технические характеристики масляного лака МА 592 позволяют использовать его при высокой температуре и высоком показателе влажности воздуха, после высыхания защитный слой имеет отличную износостойкость.

Перед тем как использовать масляный лак МА-592, его нужно разбавить с помощью растворителя. Наносить данный раствор можно кисточкой или пневматическим распылителем. Если нужно лакировать небольшие изделия, можно использовать метод окунания, а для обработки больших поверхностей применяется способ налива. Перед применением МА 592, основание нужно очистить от жира, грязи и пыли. Наносить состав можно только на чистую и сухую поверхность.

Чтобы лакированная деталь высохла быстро, можно применять способ горячей сушки, для этого лакированная поверхность нагревается до температуры 120 градусов, на протяжении 2 часов. Во время лакирования и сушки нужно действовать внимательно и осторожно, так как раствор является пожароопасным и токсичным. Работать нужно в защитной одежде, перчатках, респираторе и очках. Нельзя вдыхать токсичные испарения этой смеси, также нельзя, чтобы лаковая жидкость попадала на слизистые оболочки и на кожный покров. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, вдали от открытого пламени.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1838
Источник: https://nakrasku.ru/laki/vidy-maslyanyh-lakov

Литература

  • Хеннес Руиссинг. Полный курс масляной живописи. — г. Балашиха: Астрель, 2003.
  • Б. Сланский. Техника живописи. — М.: Издательство Академии художество СССР, 1962.
  • А. В. Виннер. Материалы масляной живописи. — М.: Сварог и К, 2000.
  • Д. И. Киплик. Техника живописи. — М.: Сварог и К, 2002.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 293
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8

Посмотрите видео об особенностях и видах морилки

Блок: 8/20 | Кол-во символов: 48
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Виды лаковых покрытий

Назначение лаков зависит от их состава и свойства поверхностных плёнок, показатели эластичности и твёрдости которых определяются соотношением масла и смол в составе. По этому показателю масляные лаки подразделяются на три вида:

  1. Жирные: содержат до 75% масла. Характеризуются хорошей эластичностью и влагостойкостью, однако плёнка недостаточно твёрдая и слабо поддаётся полировке и шлифовке. Некоторые марки могут применяться снаружи зданий.
  2. Тощие: количество масла не превышает 30%. Отличаются коротким периодом высыхания, полученное покрытие твёрдое, хорошо шлифуется и полируется, но слабоустойчиво к износу. Применяются для внутренних работ, покрытия мебели и декоративных элементов.
  3. Средние (полужирные): смол и масла примерно пополам (45–55%). Образуют твёрдую влагоустойчивую плёнку, которая хорошо полируется и обладает хорошей износостойкостью. Применяются для внутренних и наружных работ.

Кроме этого, на таре с масляным лаком указывается следующая маркировка:

  • Цифра 4 обозначает для внутренних работ, 5 – для наружных.
  • Буква «Т» обозначает тёмный лак, буква «С» – светлый.

Марки

Наиболее популярные марки масляных лаков – ПФ-283 и ГФ-166, которые подходят для нанесения на деревянные и металлические поверхности, в том числе, уже покрытые масляными красками. Лак ПФ-283 предназначен для внутренних работ, а ГФ-166 – для наружных.

                

Также востребованными являются следующие марки лаков на масляной основе:

  • КФ. Лак марки 274 применяется для нанесения на металлические и деревянные поверхности в домашних условиях. Марка 965 предназначена для покрытия электротехнической стали в промышленных масштабах.
  • Лак марки МА-592 требует горячего метода сушения, поэтому в домашних условиях практически не применяется. Плёнка этого лака обладает высокими антикоррозионными свойствами, поэтому им обрабатываются стальные конструкции различного назначения.
  • Лак 153-ЯН после горячего сушения образует твёрдое и эластичное, стойкое к ударам и механическому повреждению, водостойкое покрытие. Основное назначение – обработка жестяных консервных упаковок.

Техническая документация

Производство, свойства и технические характеристики масляных лаков регламентируются следующими нормативными документами:

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 2246
Источник: https://stroy-inform.ru/znaniya/articles/vidy-sostav-i-tehnologiya-naneseniya-maslyanyh-lakov

Виды морилок

Морилка изготавливается на основе разных веществ, что и определяет существующие виды лака. Правильно подобранный продукт позволит эффектно выделить структуру, придать подходящий тон древесине.

• Покрытие на водной основе представлен в широкой цветовой палитре. Безопасный состав позволяет использовать покрытие для внутренних поверхностей в жилище, на предметах мебели. При контакте с продуктом не слышится резкий запах. Брызги и подтёки легко смываются водой, никакие растворители не потребуются.

Однако есть в применении и минуса. Прежде всего, это свойство средства поднимать волокна при обработке. В процессе просушки между ними могут образовываться трещины и щели. Чтобы создать защитный слой, нужно поверхность дополнительно покрыть лаком.

Покрытие выпускается в виде жидкого раствора или порошка, который разводится в воде непосредственно перед применением.

• Морилка на спиртовой основе отличается быстрым высыханием (до 30 минут) и высокой устойчивостью к влажной среде и воздействию ультрафиолета. Однако покрытие имеет резкий неприятный запах.

В процессе нанесения на дерево морилку следует хорошо взболтать или размешать, в обратном случае пигмент распределяется по поверхности неравномерно, образуя пятна. Рекомендуется распылять средство краскопультом, чтобы получить равномерно прокрашенный слой.

• Масляный лак хорошо защищает древесину от влаги и ультрафиолета, однако в состав входят токсичные вещества. По этой причине морилку данного вида чаще используют для обработки элементов, расположенных на улице, а сами работы производят в респираторах. Время просушки по сравнению со спиртовым и водным лаком намного больше (от 3 до 5 часов), что затягивает процесс выполнения отделочных работ.

• Нитроцеллюлозная морилка наносится с использованием сложной техники. Но это не мешает быть продукту популярным. Средство создаёт надёжную защиту от воздействия атмосферных факторов, высоких температур, влажной среды. В процессе эксплуатации поверхность длительное время сохраняет цвет.

Блок: 9/20 | Кол-во символов: 2002
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Акриловые лаки

Виды акриловых лаков:

  • матовый водорастворимый лак на акриловой основе. Наиболее оптимален при использовании внутри помещения. Можно обрабатывать полы, двери, стены, мебель, даже игрушки. Обладает повышенной износостойкостью.
  • глянцевый алкидный лак универсального назначения. Придаёт поверхностям глянцевый блеск. Можно применять для мебели, оконных рам, дверей, паркетного покрытия.
  • акриловый лак с добавлением воды, полуматовый. Используется для внутренних работ, придаёт защитные свойства от ультрафиолетовых лучей. Можно обрабатывать поверхности из дерева, кирпича, брёвен, бетона.
  • алкидный глянцевый лак используется внутри помещений. Можно лакировать деревянные полы, а также древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты.
  • акриловый лак на полиуретановой основе, разбавляемый водой, глянцевый наполовину. Обрабатываются внутренние деревянные конструкции, обычно половые покрытия.
  • бесцветный лак для сучков – используется для внутренних работ, замедляет смолистые выделения из сучковатых поверхностей. 
  • глянцевый быстросохнущий лак на уретано-алкидной основе. Используется для обработки деревянных поверхностей, внутренних и наружных работ.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1172
Источник: http://lkmprom.ru/analitika/klassifikatsiya-lakovykh-materialov/

Особенности лаков

В наше время в магазинах продается огромное количество лакокрасочной продукции для обработки пола и мебели. Очень распространен и популярен масляный лак для пола, имеющий множество преимуществ.

Особенностью масляных лаковых смесей является содержание специальных смол, которые в ходе производства растворяются в растительных маслах. Комбинация смол и масел обладает высокой светоустойчивостью и водостойкостью, наносимая на поверхность пленка не только защищает дерево, но также является декоративным слоем, который отлично блестит, делая конструкцию или изделие очень привлекательным.

Сегодня лак на масляной основе активно применяется для обработки древесины, так как он имеет хорошие технические характеристики и свойства. Масляные лаковые составы используются для обработки различных объектов из дерева, включая полы, беседки, различные постройки, мебельные предметы, лестницы, перила, двери, окна и прочее. Данные лаки используются для защиты от солнечного излучения, высокого показателя влажности воздуха, различных насекомых, грибков, плесени, и других пагубных воздействий.

Блок: 16/20 | Кол-во символов: 1096
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Эпоксидные

Данный вид лаков имеет много разновидностей – для паркета, пропиточный, антикоррозионный и пр. Производители предоставляют большой выбор продукции, где каждая единица лакокрасочного материала эксплуатируется для конкретной цели. При этом весь спектр продукции отличается повышенной прочностью, стойкостью к механическим и химическим воздействиям, достаточно высокой стоимостью.

Эпоксидная продукция применяется для поверхностей различных типов.

Примером служат лаки, используемые для покрытия дерева непосредственно в жилых помещениях. Эти лакокрасочные материалы способны раскрыть всю красоту деревянной поверхности, подчеркнуть ее декоративность. Но для предметов мебели из дерева, которые подвергаются интенсивным механическим воздействиям, их используют.

Эпоксидные лаки, содержащие малое количество вредных включений, имеют высокую стоимость.

Марки эпоксидных ЛКМ: ЭП-074, ЭП-185, ЭП-075, ЭП-0110 пропиточный, ЭП-2178, ЭП-2146 (паркетный), ЭП-5122, ЭП-540, ЭП-524, ЭП-547, ЭП-541, ЭП-730, ЭП-55, ЭП-79, ЭП-741, ЭП-9114М и др.

Блок: 13/20 | Кол-во символов: 1036
Источник: https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html

Кол-во блоков: 28 | Общее кол-во символов: 40191
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://nakrasku.ru/laki/vidy-maslyanyh-lakov: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 2721 (7%)
  2. https://maljarblog.ru/laki/vidyi-lakov/maslyanyj-lak-vidy-i-nanesenie.html: использовано 9 блоков из 20, кол-во символов 7206 (18%)
  3. https://stroy-inform.ru/znaniya/articles/vidy-sostav-i-tehnologiya-naneseniya-maslyanyh-lakov: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 8679 (22%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 18201 (45%)
  5. http://versace-promo.ru/kraski-klei-gruntovki/vidy-sostav-i-tehnika-nanesenija-masljanyh-lakov/: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 395 (1%)
  6. http://lkmprom.ru/analitika/klassifikatsiya-lakovykh-materialov/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 2989 (7%)

Источник: wizard-aerosol.com
Совет Самоделкин